-текущий – ежеурочный контроль;
- промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
- итоговая аттестация – в конце года.
Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.
На уроке по теме «Полезные ископаемые. Нефть» (Приложение Д), педагог осуществлял текущий контроль следующим образом. Каждый вид работы оценён им в баллах, об этом дети узнают в начале урока из таблицы приведённой ниже.
Таблица 4
Выведение оценки за урок по рейтинговой системе
Виды работы |
Количество баллов |
Тестирование |
5 |
Проверочная работа (графическая) |
5 |
Сообщений из дополнительной литературы |
5 |
Ответы с места |
По 1 баллу |
Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице:
Таблица 5
Сумма баллов |
Уровень |
Оценка |
15 баллов и выше |
высокий |
«5» |
12 б. – 14 б. |
средний |
«4» |
8 б. – 11 б. |
низкий |
«3» |
0 б. – 7 б. |
Неусвоение программы |
Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень, при этом претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Автор считает, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе.
Интересным приёмом на этапе рефлексии автор считает, использование на уроке «Листа успеха».
Таблица 6
Лист успеха
Фамилия ученика | |||||
Номер задания |
1-е задание-минутка чистописания |
2-е задание – конкурс «теоретиков» |
3-е задание – работа со схемами |
4-е задание – самостоятельная работа |
Итог |
Рефлексия |
Всё было понятно |
Было трудно |
Было интересно |
Могу рассказать другим | |
Данный приём позволяет учителю приучить детей к самопроверке и самоанализу, использовать взаимопроверку, а так же даёт возможность реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.
С целью проверки эффективности личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников нами была запланирована работа по проведению контрольных срезов, анкетированию, тестированию, и т.д., что позволило отследить и сравнить динамику произошедших изменений по таким параметрам, как мотивация, уровень познавательной активности, качественная успеваемость.
Полученные результаты контрольных срезов позволили отразить динамику качественной успеваемости обучающихся в учебном процессе и представить её в сравнении с помощью следующего рисунка.
Образование, педагогика, воспитание:
Методика применения дидактических игр на уроках математики в первом классе
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, пост ...
Синонимы в русском языке
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о язык ...
Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе по месту жительства». По статистическим данны ...