Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях – в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи - потребительской, а иногда и производственной ячейки. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует такжеде мографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.
В психологии ставятся вопросы полового созревания, формирования и развития детоцентричности, семейного благополучия, предбрачного ухаживания и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации, взаимоотношений в семье, общения, рассматриваются стили семейного воспитания и их коррекции и др. В педагогических исследованиях идёт речь о воспитательном потенциале семьи, об общих основах и специфике семейного воспитания, семье как воспитательном коллективе, путях повышения педагогической культуры родителей.
Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом). Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.
Своими корнями функции уходят в потребности личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом – она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это проявляется в названии функций: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации.
Естьнеобходимостькороткоостановитьсянаихсодержании,рассматриваяэтифункцииваспектеихзначениядлясемейного воспитания.
Репродуктивнаяфункциясемьисостоитввоспроизводствежизни,продолжениичеловеческогорода.Семьяодновременнопринимаетучастиенетольковколичественном,ноивкачественномвоспроизводственаселения.Этопреждевсегосвязаносприобщениемновогопоколениякнаучно-культурнымдостижениямчеловечества (социализация,инкультурация,гоминизация),споддержаниемегоздоровья,спредотвращением«воспроизведениявновыхпоколенияхразличногородабиологическиханомалий».
Образование, педагогика, воспитание:
Практическая деятельность по психофизическому
развитию детей В ДОУ
Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений: создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, -интеллектуального, социально ...
Повышение квалификации
Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и ...
История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...