Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях – в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи - потребительской, а иногда и производственной ячейки. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует такжеде мографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.
В психологии ставятся вопросы полового созревания, формирования и развития детоцентричности, семейного благополучия, предбрачного ухаживания и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации, взаимоотношений в семье, общения, рассматриваются стили семейного воспитания и их коррекции и др. В педагогических исследованиях идёт речь о воспитательном потенциале семьи, об общих основах и специфике семейного воспитания, семье как воспитательном коллективе, путях повышения педагогической культуры родителей.
Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом). Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.
Своими корнями функции уходят в потребности личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом – она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это проявляется в названии функций: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации.
Естьнеобходимостькороткоостановитьсянаихсодержании,рассматриваяэтифункцииваспектеихзначениядлясемейного воспитания.
Репродуктивнаяфункциясемьисостоитввоспроизводствежизни,продолжениичеловеческогорода.Семьяодновременнопринимаетучастиенетольковколичественном,ноивкачественномвоспроизводственаселения.Этопреждевсегосвязаносприобщениемновогопоколениякнаучно-культурнымдостижениямчеловечества (социализация,инкультурация,гоминизация),споддержаниемегоздоровья,спредотвращением«воспроизведениявновыхпоколенияхразличногородабиологическиханомалий».
Образование, педагогика, воспитание:
Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...
Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...