Акварель – прекрасный материал для работы на пленере. Она дает возможность быстро и точно передать состояние природы. Этюды акварелью пишутся в технике «а-ля прима» или «по-сырому». Основой для акварели является бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально.
Огромную роль в акварельной живописи играет выбор бумаги. При намокании она не должна деформироваться, промокать насквозь, выдерживать несколько смываний на случай, если художник захочет что-либо подправить в своей работе. Такое качество достигается несколькими путями. Во-первых, высококачественная акварельная бумага профессионального уровня содержит хлопок; его добавление придает бумаге свойства ткани: она хорошо впитывает воду, но так же хорошо подсыхает, не коробится, оставляет на себе красочные частицы. Определить, есть ли в составе бумаги хлопок довольно просто, - нужно взять лист за края и слегка потянуть. Если хлопок присутствует, то бумага, как тряпочка, чуть-чуть растягивается и пружинит. Другой способ предохранения бумаги от водных повреждений – проклейка. Несколько слоев бумаги пропитывается (проклеивается) специальным составом, который не позволяет влаге проникать насквозь, а задерживает ее в верхних слоях. Минус здесь в том, что, если производитель перестарается с проклейкой, то вода вместе с краской будет просто скатываться с листа, не задерживаясь. Такая бумага, как правило, предназначается для студенческих работ или этюдов.
Акварельная бумага должна быть плотной (от 170 до 850 гр.) – для улучшения впитываемости. Поверхность акварельной бумаги почти всегда шершавая, с различными фактурами. Это качество позволяет краске «цепляться» за поверхность и ложиться лучше. Кроме того, неровная, бугристая поверхность создает определенный оптический эффект, ведь акварель - техника, дающая прозрачные, воздушные изображения. И фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.
Французский художник Э. Делакруа писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесённую на белую поверхность краску, - даже в самых густых тенях - создаёт блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи ещё и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков».
Сейчас как в России, так и за рубежом, существует множество фирм, производящих акварельные краски. Различают твердую акварель в плитках, полутвердую акварель в кюветах и тубах, жидкую акварель. У каждого вида существует конкретный тип использования. Так, в старину изготавливались только твердые плиточные краски. В настоящее время их используют для выполнения чертёжных работ, плакатов, проектов. Хотя высшие сорта этих красок пригодны и для живописи. Более дешёвые предназначены для детей и школ. Связующим в таких твёрдых акварельных красках является: животный клей, картофельная патока, используют также и гуммиарабик, мёд, трагантом. Красками в кюветах обычно выполняются небольшие работы, например, на пленэре при выполнении набросков. Так как бывает, и довольно часто, что на замесы уходит времени больше, чем на само письмо и не очень удобно вымывать краски из кювет для больших форматов. Полутвердые акварельные краски в кюветах должны содержать достаточное количество глицерина, меда, сахара или патоки, но не избыточное, иначе краски плохо и неровно ложатся на бумагу. Краски в тубах отлично подходят для создания картин большого формата, они практически не пачкаются друг об друга, так как выдавливаются на палитру по мере необходимости. Однако следует учитывать, что поскольку акварель в тубах мягкая и выдавливается на палитру, при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие слои, эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике «а-ля прима» это сильно мешает, поскольку образуются неравномерные сгустки красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определённом опыте работы этими красками и в технике по-сырому художник-акварелист может создать великолепные образцы. Жидкие акварельные краски идеальны для работы с аэрографом.
Образование, педагогика, воспитание:
Историко-педагогические идеи в области
национального образования
В основе национального образования лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, раскрытие глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Именно национальное образование, представляющее собой концентрат цен ...
Требования к отчету по преддипломной практике
Во время прохождения практики студент составляет подробный отчет о практике. Объем отчета, ориентировочно, включая схемы, графики, образцы документов и фрагменты необходимых программ должен составлять порядка 30 стр. Отчет должен содержать следующие разделы: описание информационных потоков производ ...
Художественная литература как средство воспитания чувства юмора
Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрасти ...