Золотая педагогика

Теоретические основы преподавания живописи пейзажа акварелью

Страница 2

При обучении пейзажной живописи нужно ставить определенные задачи – изучение характера формы изображаемых объектов, передача перспективы, освещения и колорита.

При работе над пейзажем разнообразие технических приемов и путей живописного решения натуры в акварели может быть неисчерпаемым. Тот или иной прием в акварели должен органически зависеть от конкретной задачи. Так в маленьком акварельном этюде И.И. Левитана «Зима» хорошо видно, как большое снежное пространство с определенной по силуэту плоской растительности и отсутствие мелких форм подсказали свободное, обобщенное решение, выполненное в акварели за одно – два покрытия.

Особенностью пейзажной композиции является то, что в отличие от портрета или фигуры, центральное место в ней могут занимать дали. Передача пространственной глубины составляет одну из задач пейзажа. Крупные деревья или постройки на первом плане часто помещают фрагментарно, когда видны только их части. Иногда прибегают к «кулисному» изображению, размещая части деревьев или построек у краев листа бумаги с правой и с левой стороны. Плохо, если в композиции пейзажа будет много прямых линий, параллельных горизонту. Лучше все выбирать такую точку зрения, когда горизонтальные границы форм предметов направлены в глубину картины. Это помогает пространственному решению пейзажа. Для этого нужно подробно изучить законы линейной перспективы. Значительную роль играет тональное решение композиции, то есть распределение больших пятен темных и светлых тонов. Решающее значение при установлении тональных отношений в пейзаже имеет характер освещения. Солнечный свет может освещать пейзаж сбоку, спереди или сзади. Если солнце находится справа или слева от зрителя, то самого светила не видно. Падающие тени имеют горизонтальное направление, параллельное нижнему краю картины.

Если солнце находится перед зрителем, то оно может быть или изображено на картине, или находится выше верхнего края рамки. Чаще всего художники избегают изображение солнца, только менее яркое солнце, в час восхода или заката, иногда изображается в живописных произведениях. Падающие тени при таком освещении направлены к зрителю, а предметы видны силуэтно. При компоновке пейзажа часто используют разницу в освещении первого плана и далей, например, первый план берут в глубокой тени, а дальний план ярко освещают. Предметы на первом плане изображают четко, с резкими контрастами светотени.

На дальнем плане предметы сливаются в туманной дымке, так как воздух не вполне прозрачен, притом степень этой непрозрачности различна в разную погоду. Светлые тона на большом удалении становятся несколько темнее, а тени более легкими, так что тональности их сближаются.

Распределение основных цветовых отношений так же неразрывно связано с этими явлениями воздушной перспективы. Белые предметы при ярком солнечном освещении, на расстоянии изменяя цвет, несколько желтеют, затем розовеют, а тени синеют. Теплые тона ассоциируются с передним планом, холодные – с более дальним.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Определение объёма исследований
Определить оптимальное количество исследуемых помогает знание некоторых общих положений. По количеству исследуемых следует различать два вида выборочной совокупности: для опытных групп (экспериментальных и контрольных) и для «массовых» исследований. Первая всегда будет меньше, чем вторая. Если для ...

Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности
В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей. Развитие человека ...

Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru