При обучении пейзажной живописи нужно ставить определенные задачи – изучение характера формы изображаемых объектов, передача перспективы, освещения и колорита.
При работе над пейзажем разнообразие технических приемов и путей живописного решения натуры в акварели может быть неисчерпаемым. Тот или иной прием в акварели должен органически зависеть от конкретной задачи. Так в маленьком акварельном этюде И.И. Левитана «Зима» хорошо видно, как большое снежное пространство с определенной по силуэту плоской растительности и отсутствие мелких форм подсказали свободное, обобщенное решение, выполненное в акварели за одно – два покрытия.
Особенностью пейзажной композиции является то, что в отличие от портрета или фигуры, центральное место в ней могут занимать дали. Передача пространственной глубины составляет одну из задач пейзажа. Крупные деревья или постройки на первом плане часто помещают фрагментарно, когда видны только их части. Иногда прибегают к «кулисному» изображению, размещая части деревьев или построек у краев листа бумаги с правой и с левой стороны. Плохо, если в композиции пейзажа будет много прямых линий, параллельных горизонту. Лучше все выбирать такую точку зрения, когда горизонтальные границы форм предметов направлены в глубину картины. Это помогает пространственному решению пейзажа. Для этого нужно подробно изучить законы линейной перспективы. Значительную роль играет тональное решение композиции, то есть распределение больших пятен темных и светлых тонов. Решающее значение при установлении тональных отношений в пейзаже имеет характер освещения. Солнечный свет может освещать пейзаж сбоку, спереди или сзади. Если солнце находится справа или слева от зрителя, то самого светила не видно. Падающие тени имеют горизонтальное направление, параллельное нижнему краю картины.
Если солнце находится перед зрителем, то оно может быть или изображено на картине, или находится выше верхнего края рамки. Чаще всего художники избегают изображение солнца, только менее яркое солнце, в час восхода или заката, иногда изображается в живописных произведениях. Падающие тени при таком освещении направлены к зрителю, а предметы видны силуэтно. При компоновке пейзажа часто используют разницу в освещении первого плана и далей, например, первый план берут в глубокой тени, а дальний план ярко освещают. Предметы на первом плане изображают четко, с резкими контрастами светотени.
На дальнем плане предметы сливаются в туманной дымке, так как воздух не вполне прозрачен, притом степень этой непрозрачности различна в разную погоду. Светлые тона на большом удалении становятся несколько темнее, а тени более легкими, так что тональности их сближаются.
Распределение основных цветовых отношений так же неразрывно связано с этими явлениями воздушной перспективы. Белые предметы при ярком солнечном освещении, на расстоянии изменяя цвет, несколько желтеют, затем розовеют, а тени синеют. Теплые тона ассоциируются с передним планом, холодные – с более дальним.
Образование, педагогика, воспитание:
Профессиональная квалификация педагога
Нормативы и сферы деятельности педагога в принципе неизменяемы, а вот его становление — движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, — во всех его аспектах индивидуально, т. ...
Пути и способы объяснения грамматики
Овладение грамматическими средствами должно достигать уровня навыка и проявляться в речи на уровне вторичного творческого уровня. Процесс объяснения соответствует первому этапу формирования грамматических навыков и умений — этапу создания ориентировочной основы действия. Основу для создания системы ...
Исследование опыта развития познавательной активности учащихся на уроках
биологии
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии». Исследовани ...