3. «Конструкторское» обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), учащиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. Или изменить «механизмы» игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели:
1) Игры-драматизации («разыгрывание сценок», «исполнение ролей»). Именно такие игры в западной литературе называют ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Примером подобной методики может являться игра «Волшебные очки».
«Волшебные очки». Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него «волшебных очков». Бывают очки «Думаю только о себе», очки «Забочусь об окружающих», очки «Мне все равно», «Мне страшно», «Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться» и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие «очки» были у каждого из персонажей. А если поменять «очки» на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из «очков» помогают решать конфликты, а какие мешают?
2) Игры-модели, игры-имитации. Вторая группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов:
1. Дидактические цели игры (что должны получить участники игры).
2. Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре.
3. Игровая установка (информация, предлагаемая играющим перед началом игры).
4. Игровой реквизит.
5. Как будет организовано пространство в игре.
6. Игровые роли.
7. Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам).
8. Игровые цели и условия, побуждающие игроков действовать (внутренние механизмы развития сюжета).
9. Примерный сценарий игры.
10.Вопросы для первоначального обсуждения игры.
11.Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами).
3) Игровые формы с более жестким контролем развития сюжета.
Проводя сложные игры-модели, преподаватель может столкнуться с некоторыми трудностями. В таких играх очень многое зависит от активности игроков. Если кто-то растерялся, не знает, как действовать дальше, он может «выпасть из игры», начать скучать, отвлекаться. Так как педагог не в состоянии оказаться одновременно во всех местах и помочь всем сразу, игра рискует «рассыпаться». Обычно сценарий в подобных играх недостаточно жесткий, действие может развиваться так или иначе, идти более активно или более вяло. Игра может пойти по нежелательному пути. В лучшем случае поднимутся темы, которые преподаватель не предполагал рассматривать, в худшем – форма вытеснит содержание. Эти опасности можно пытаться преодолеть с помощью игровых форм, где ведущий играет активную роль организующего, и контролирующего процесс.
Для организации таких игр точно так же строится некая модель, но действие в них меньше «пускается на самотек». Один из способов добиться этого – вводить большее количество ведущих, которые будут организовывать пространственные и смысловые точки сюжета и помогать игрокам. Второй способ – приближать игры к дискуссиям, не отказываясь от игрового элемента, третий – так организовывать игровое пространство, чтобы действие развивалось на виду у всех. Еще одна возможность упростить игру – заменить индивидуальные роли на групповые. Члены команды действуют не в одиночку, а все вместе, помогая друг другу или кому-то одному из своей группы.
Образование, педагогика, воспитание:
Значение интереса к урокам физической культуре в повышении активности
учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, р ...
Условия формирования опыта
Базой опытно-экспериментальной работы послужила средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова. В реализации опытно-экспериментальной программы принимала участие Бутенко Елена Эдуардовна. В школе работает с 1986 года. Окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами. Имеет высшую квали ...
Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков
у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с наруш ...