Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И сегодня ритмика не утратила своей актуальности, поскольку именно для детей младших классов необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
ВУ школьной программе по ритмике, которая проводится в 1-4 классах школы VIII вида, рекомендуется вести занятия по пяти разделам, включающим:
Упражнения на ориентировку в пространстве;
Ритмико-гимнастические упражнения;
Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
Игры под музыку;
Танцевальные упражнения.
Е. С. Черник рекомендует включать в занятия ритмикой и ряд таких упражнений, которые проводятся с предметами –это упражнения с малыми и большими мячами, гимнастической палкой, обручами, шарами, лентами и ряд других.
Кратко остановимся на тех особенностях движения, которые необходимо выделить при занятиях ритмикой.
Темп движений – основное внимание должно быть направлено на выполнение движений, согласованных с музыкальным сопровождением. Целесообразно научить ребенка различать характер музыкального сопровождения движений (медленно и быстро, усиление и ослабление звука) и согласовывать его с выполнением разнообразных упражнений.
Характер движений – научить согласовывать выполнение разнообразных построений и перестроений передвижений в соответствии с различным характером музыки; развить у учащихся восприятие изменение в характере музыки (например, постепенного усиления и ослабления звука) с коллективными перестроениями и передвижениями (например, движение шеренги вперед, назад, в расширяющийся и суживающийся круг и т. д.).
Чувство ритма – выполнение несложных ритмичных движений – хлопков, подскоков – приучит детей чувствовать музыкальное сопровождение, поскольку оно является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску. Подбор музыкального сопровождения должен соответствовать возрасту детей, не должен быть сложным по построению и трудным для восприятия.
Имеются высказывания многочисленных ученых, что ритм – это основополагающая форма жизнедеятельности организма, которая пронизывает буквально все виды его существования. Такие взгляды ученых находим не только в исследованиях по биологии и медицине, искусстве, но и в работах физиков, да и во многих других областях знаний. Можно предположить, что воспитание чувства ритма у учащихся школы VIII вида должно быть ведущим не только при обучении их ритмике, но и во всей их жизнедеятельности.
В этой связи остановимся более подробно на значении ритмических упражнений в коррекции психофизических недостатков учащихся с нарушением интеллекта.
Владея хорошим чувством ритма, школьники быстрее овладевают двигательными навыками и умениями. Известно, что чувство ритма у учащихся школы VIII вида развито слабее, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе, поэтому этот недостаток следует координировать с помощью физических упражнений.
Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции. Ритмические движения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.
Образование, педагогика, воспитание:
Методикаформирования представлений о домашних животных у детей раннего возрастасредствами дидактической игры
Провели диагностику предложенную Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой. В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрировались дидактические картинки игрушки-модели. Анализируя уровень знаний детей о животных, обращали внимание на следующие критерии: 1. Узнавание и называние животного. 2. Знание особ ...
Изучение особенностей развития некоторых сторон позновательной деятельности
детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста
Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательной деятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, ...
Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...