Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.
I группа |
Словесные методы |
Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
II группа |
Практические методы |
Упражнение, тренировка, самоуправление и др. |
III группа |
Наглядные методы |
Иллюстрирование, показ, предъявление материала, видеометод и др. |
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств. Это тоже широко распространенное деление.
I группа |
Методы формирования сознания |
Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование, видеометод и др. |
II группа |
Методы формирования поведения |
Упражнение, тренировка, самоуправление и др. |
III группа |
Методы формирования чувств (стимулирования) |
Одобрение, похвала, порицание и др |
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, можно вывести систему общих методов воспитания, где выделяется несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, видеометод);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Среди наглядных методов воспитания все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.
Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути речь идёт уже не о методе, а о комплексной дидактической технологии .
Кроме этого хочется отметить, что в настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. И поддерживать интерес к занятиям, развивать познавательные интересы учащихся – это одна из задач воспитательного процесса. И только творческий подход к построению учебных и внеклассных мероприятий, их неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность решения данной задачи. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов, мультимедиа технологий которые дают возможность повысить степень активности учащихся в образовательном процессе. А это позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.
Образование, педагогика, воспитание:
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...
Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...