Золотая педагогика

Место видеометода в системе педагогических методов

Другое о педагогике » Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе » Место видеометода в системе педагогических методов

Страница 1

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала, видеометод и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств. Это тоже широко распространенное деление.

I группа

Методы формирования сознания

Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование, видеометод и др.

II группа

Методы формирования поведения

Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Методы формирования чувств (стимулирования)

Одобрение, похвала, порицание и др

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно вывести систему общих методов воспитания, где выделяется несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, видеометод);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Среди наглядных методов воспитания все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути речь идёт уже не о методе, а о комплексной дидактической технологии .

Кроме этого хочется отметить, что в настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. И поддерживать интерес к занятиям, развивать познавательные интересы учащихся – это одна из задач воспитательного процесса. И только творческий подход к построению учебных и внеклассных мероприятий, их неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность решения данной задачи. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов, мультимедиа технологий которые дают возможность повысить степень активности учащихся в образовательном процессе. А это позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей среднего дошкольного возраста
Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путём специально организованных мероприятий положительным образом влиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения между мальчиками и девочками. 1. Мы разработали систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию дет ...

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...

Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru