Золотая педагогика

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

Другое о педагогике » Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края » Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города

Страница 1

В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре – это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания – духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции – пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов.

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой родного края.

М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. А для этого необходимо обратиться к истории.

Существуют официальные и неофициальные символы города. К официальным символам относится герб, к неофициальным – эмблемы по которым узнают какой-либо город (площади, памятники, парки и п.д.)

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры. При этом каждый из символов – это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами родного города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка – от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству.

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются создание проектов, рисуночные тесты «Я гуляю по городу», «День города», игра «Экскурсовод».

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Принцип научности и доступности правового образования
Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую пр ...

Вклад известных ученых Ставрополья в процесс становления и развития высшего физико-математического образования
На Ставрополье система образования создавалась «на пустом месте», в отличие, например, от Ростова-на-Дону, куда был переведен Варшавский университет со всеми его сотрудниками, научным и учебным оборудованием, академическими традициями образования и т.д. В этом случае нельзя не отметить роли и заслу ...

Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru