Золотая педагогика

Структура и классификация современного урока истории

Другое о педагогике » Урок истории, как учебное занятие » Структура и классификация современного урока истории

Страница 2

Изучение определения "классификация уроков" сопряжено с не меньшими трудностями, чем определения "урок". Недоразумения проявляются уже при ознакомлении с терминологическим аппаратом вопроса:

Классификация:

система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам;

распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Термин "классификация" не вызывает особо различающихся толкований.

Тип:

"образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений";

"образец, который выражает общие, существенные черты определенной группы предметов, явлений; форма, вид, модель, которой соответствует определенный класс объектов".

Форма. Из одиннадцати определений термина, наиболее близкими к искомому являются "способ осуществления, проявления какого-либо действия" и "тип, устройство, способ организации чего-либо"

Вид. Из девяти определений термина наиболее близким к искомому являются "разновидность, тип".

Исходя из приведенных определений терминов "тип", "форма" и "вид" выходит, что:

"тип" - это "форма, вид";

"форма" - это "тип";

"вид" - это тоже "тип".

Надо полагать, что именно это обстоятельство явилось причиной многолетней дискуссии о классификации уроков как учебных занятий, что породило массу спорной терминологии обозначения самих уроков. К примеру, кто возьмет на себя смелость "разложить" по трем полочкам - "тип", "форма", и "вид" - названия занятий, встречающихся в учебной и учебно-методической литературе и на практике:

урок-лекция, урок-диспут, семинар, тематический семинар, конференция, консультация, учебная экскурсия, урок-презентация, кино-урок, урок-беседа, лабораторное занятие практическое занятие, урок обобщения, проблемный урок, урок простого воспроизведения и др.

В условиях перехода на двенадцатилетнее школьное образование и грядущими в этой связи изменениями неизбежна новая вспышка споров о типизации, формах, видах школьных занятий. Но учитель уже работает, а студенту надо готовиться практической работе. Исходя из этого на основе наработок предлагается следующая, не претендующая на завершенность классификация школьных уроков. В ее основу заложены такие исходные установки:

тип урока определяется его основной дидактической целью;

форма урока определяется способами его организации;

вид урока определяется методом проведения занятия.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...

Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом. Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейно ...

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru