Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личности ребенка и психолого-педагогическое обоснование возможности усвоения дошкольниками представлений экологического характера.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и экологические представления и как их нужно понимать применительно к области дошкольного воспитания?
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по - разному. В научной литературе существует много определений. Мы приведем определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Вопрос экологического сознания с методологических позиций обсуждается в монографии «Экологическое знание и сознание» (В.И.Окладников, профессор кафедры, доктор мед. наук). Автор показывает, что экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой. Автор указывает, что экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным и сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования. Его формирование должно опираться на научные, идеологически интерпретированные знания. Изменение непосредственной практической деятельности по отношению к природе, выработка активной жизненной позиции ускоряют процесс формирования экологического сознания.
Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н.Николаева, Н.Н. Кондратьева и другие исследователи.
Традиционно возрастные рамки раннего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от одного до трех лет.(4) В этом раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселовой, Л.Н. Галигузова и др.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Образование, педагогика, воспитание:
Опытно-экспериментальная работы по проверке эффективности условий
воспитания детей в национальных традициях
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений. Задачи: 1. Разработаны диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций. ...
Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края
Сущность природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для детей форм и методов исследования географических наук. Говоря о специфике методики формирования географических представлений ...
Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного
процесса в исправительном учреждении
Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения св ...