Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальные занятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.
Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях трудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаются соответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е. И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.
В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения и использования.
Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к его детали.
Такие занятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Набор профессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен, во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки а окружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должен действовать.
Ход осмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так, нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительно с процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.
Образование, педагогика, воспитание:
Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина
Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ...
Основные периоды психического развития ребенка
В истории детской психологии можно отметить немало попыток создать возрастную периодизацию психического развития ребенка. Оригинальное понимание этой проблемы было разработано в свое время Л.С. Выготским. Во-первых, он справедливо полагал, что периодизацию психического развития необходимо проводить ...
Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...