Золотая педагогика

Жанровая типология церковной музыки православного обряда

Страница 1

Главная цель литургических жанров – выразить видимыми и слышимыми средствами невидимое и неслышимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в центральном христианском таинстве – Евхаристии. С помощью богослужебных жанров эта реальность является людям, а они, в свою очередь, доносят свои молитвы до Господа.

Характерной чертой жанровой системы литургической музыки является её чёткая иерархичность. Так, в богослужебной практике сложились следующие крупные жанры (чины): Литургия, Всенощное бдение, Панихида, Венчание, Молебен, Крещение. В них входят более простые жанровые единицы: стихира (от греч. – ряд, строка, стих), кондак (песнопение драматического характера), канон (многострофное песнопение, составленное по особым, неизменяемым правилам), ирмос (от греч. – связывать; начальная, образцовая песнь), тропарь (от тропос – нрав, образ жизни), антифон («звучащий в ответ» – песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами), прокимен («предваряющий»), аллилуарий (напевы восторженного характера), причастен и другие. За каждым термином стоит определённая символика, закреплённая на текстовом, музыкальном, функциональном уровнях.

Суточный богослужебный круг составляют восемь служб: вечерня, утреня, полунощница, четыре службы часов (первый час, третий, шестой, девятый) и завершающая их литургия (обедня). Перед большими праздниками (Пасхой, Рождеством и другими) служатся Всенощные бдения, которые объединяют великую Вечерню с Утреней. Все чинопоследования служатся по каноническому тексту, в который вставляются в зависимости от предназначенности службы отдельные вставные номера.

Каждая из служб имеет своё предназначение и содержание. Так, пасхальное богослужение посвящено воспоминаниям событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. Христиане, внимая слову Божиему, становились как бы очевидцами событий Священного Писания, переживали драматизм происходящих действий, совершали духовное, молитвенное, благодарственное приношение Богу за его Жертву. В Великой Литургии воспроизводится приношение Мессии Себя в Бескровную Жертву и приносится благодарность Богу за спасение рода человеческого от греха и проклятия.

Каждый из чинов имеет свою структуру, определяемую порядком ведения службы. Так, например, Литургия длится несколько часов, она состоит из трёх частей:

1 часть – Проскомидия («принесение») символизирует обряд, выполняемый в древности, когда христиане приносили с собой в храм хлеб и вино для совершения службы. Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат совершают входные молитвы, прося Бога укрепить их во время службы. Проскомидия, повествует «о первоначальной жизни Христа, Его рождении, Его младенчестве и пребывании в неизвестности до времени явления в мир».

2 часть – Литургия оглашенных. «Оглашенными называются люди, готовящиеся к Таинству Святого Крещения и кающиеся. Содержание этой части составляют молитвы, обращённые к Господу, «о помощи в наших вседневных нуждах, о духовном совершенстве, чтобы следовать за Христом». Этот раздел Литургии соответствует жизни Христа «в мире посреди людей, которых огласил Он словом истины».

3 часть – Литургия верных, самая важная и продолжительная по времени из всех частей. Своё название она получила от того, что при её совершении присутствуют только верные, принявшие Святое Крещение». На Литургии верных народ молится «о всевышнем мире, о мире всего мира, о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды. Каждый из нас в своём чине да благодарит Господа, участвуя в Евхаристии».

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Практика диагностики и формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с детьми младшей группы детского центра « Волшебный фонарик», г. Москвы, в течение июня по декабрь 2013 года. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования: Изучить усл ...

Познавательное развитие детей в ДОУ
Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на: - содержательное упо ...

Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru