Золотая педагогика

Методы научного исследования

Обязательным этапом исследования является выбор методов исследования, которые зависят от особенностей решаемых задач, специфики содержания проблем и возможностей исследования.

Метод-путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ посредством которого показывается предмет науки .Фактом педагогической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существуют различные классификации методов педагогического исследования. Так, принято выделять общенаучные и конкретно-научные методы.

1. Общенаучные:

- общетеоретические - абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение, противопоставление, индукция и дедукция;

- социологические - анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг;

- социально-психологические - социометрия, тестирование, тренинг;

- математические - шкалирование, индексирование.

2. Конкретно-научные:

Теоретические - анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; прогнозирование; моделирование;

Эмпирические - наблюдения (полевые и лабораторные); формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения; беседа; педагогический консилиум; изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; педагогический эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент; естественный и лабораторный); научно-педагогическая экспедиция.

При выборе методов научно-педагогического исследования рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

- принципом совокупность методов исследования - для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;

- принципом адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

- принципом запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред человеку (испытуемым), процессу его образования (развития), образовательно-воспитательному процессу.

Большинство исследований требует организации и проведение эксперимента. Эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях. Основная функция педагогического эксперимента - проверка гипотезы. Подготовка и проведение эксперимента требуют осознания его цели и места.

Исследователь должен хорошо представлять этапы эксперимента и на каждом этапе задачи исследовательской работы, способы и формы исследовательской деятельности, ожидаемые результаты исследования. Эксперимент, как правило, обязательно включает констатирующую и преобразующую части.

Экспериментальная работа заканчивается анализом, интерпретацией, обобщением и оформлением результатов исследования. В процессе экспериментальной работы и по ее итогам исследователь разрабатывает научно-методические материалы (программы, исследовательские методики, методические рекомендации и другие), которые позволят всем заинтересованным в решении проблемы внедрять результаты исследования в массовую практику.

Образование, педагогика, воспитание:

Современные подходы к организации наглядного метода обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...

Условия использования эвристической технологии в образовательном процессе
Анализ психологических исследований по выявлению условий эвристической образовательной деятельности позволил установить три группы личностных качеств ученика, необходимых для её обеспечения: креативные, когнитивные и оргдеятельностные (методологические). Согласно обозначенным выше философским основ ...

Игра как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом поз ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru