Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующими привлечения знания учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Основные этапы выполнения проекта
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера, можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы выполнения проекта
Этап |
Задача |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
Начало выполнения |
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы |
Уточняют информацию, обсуждают задание |
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает |
Планирование |
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде |
Формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности |
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование |
Наблюдает, консультирует |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект |
Наблюдает, советует (по просьбе) |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке |
Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) |
Защита проекта |
Подготовка доклада, обоснование процесса, проектирования, объяснения полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка |
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.
Образование, педагогика, воспитание:
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих
тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить нескольк ...
Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся
В преподавании происхождения сущности государства и права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление у ...
Сущность педагогического общения
Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников из ...