Золотая педагогика

Психологическая характеристика старшеклассника

Страница 3

Анализируя процесс профессионального становления личности, Э.Ф. Зеер выделяет основные моменты профессионального самоопределения:

- профессиональное самоопределение – это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

- ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

- профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;

- актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.;

- профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации.

Развитие профессионального самоопределения в юношеском возрасте является стороной личностного самоопределения - активного определения своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, а на этой основе – смысла собственного существования. Проблема самоопределения личности, по мнению Т.М. Буякаса, относится к числу проблем, имеющих экзистенциальное звучание. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самоопределение, с точки зрения самосознания субъекта, характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции и имеет ценностно-смысловую природу.

Как отмечает Йозеф Лингарт, "личность вырабатывается своей собственной историей процессов принятия решений; личность существует и проявляется в собственных сопоставлениях (конфронтациях) с окружающим миром, … для этого человек вырабатывает системы значений (смыслов), дающих ему возможность понять мир и себя самого,… это обязательное условие для поведения и выбора альтернатив с чувством свободы". Т.М. Буякас, анализируя основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения в рамках психологии становления "возможного" человека, то есть человека в перспективе своего развития, отмечает, что смыслы лежат над плоскостью причинно-следственных связей: "Смысл позволяет увидеть происходящие события в другом масштабе, чем они происходят в некоторой причинной цепи. Если двигаться по горизонтали – в рамках целей, мотивов, потребностей, мы останемся в наличной ситуации и будем обречены на движение по замкнутому кругу". Только выйдя на уровень смысла человек "сможет стать источником своего поступка, которым он осуществляет себя". В целом процесс осознания личностью своей самоценности, ценностей и смысла своего профес-сионального выбора, профессиональной деятельности, ее значения для самого себя и роли в общественной системе производственных отношений можно определить как профессионально-личностное самоопределение человека.

Страницы: 1 2 3 

Образование, педагогика, воспитание:

Организация работы по взаимодействию с родителями
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимо ...

Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Цель программы п ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru