Золотая педагогика

Компоненты и развитие профессионального самопределения

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Компоненты и развитие профессионального самопределения

Страница 2

4) развитие профессионального самоопределения школьников (8–9 классы) – происходит формирование умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями и ценностями, а так же с реальной возможностью их воплощения; для этого учащиеся овладевают необходимым набором знаний и умений по научным основам выбора профессии, который приобретается в процессе изучения общеобразовательных предметов, осуществления профессиональных проб в различных видах деятельности;

5) уточнение социально-профессионального статуса (10–11 классы), когда учащиеся осуществляют допрофессиональную деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы, сосредотачивается внимание на формировании профессионально значимых качеств, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов труда; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников к динамично изменяющимся требованиям рынка труда к профессиональным качествам работника;

6) вхождение в профессиональную деятельность (учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений) - период профессиональной подготовки, формирования опыта жизнедеятельности в трудовом коллективе;

7) развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширение сферы профессионального труда, освоение новых специальностей (работающая часть населения).

Эффективность профессионального обучения определяет успешность профессионального самоопределения учащегося. Перед педагогами профессиональной школы стоит задача развить способность учащихся к профессиональному самоопределению, а для этого необходимо сформировать соответствующую мотивацию (мотивацию к профессиональному самоопределению).

Способность к профессиональному самоопределению, по мнению С. Фукуяма, определяется как способность к осознанному выбору профессии. В специальной литературе выделяются следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:

- когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения);

- мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

- деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию).

Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева и другие исследователи проблем профессионального самоопределения считают необходимым, чтобы в учебно-воспитательном процессе профессионального образования у учащихся "в основном завершилось их профессиональное самоопределение, т.е. сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности".

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...

История отечественной педагогики XX века: единство непрерывности и дискретности
В последние двадцать лет существенным образом пересмотрена, уточнена и дополнена трактовка процесса развития отечественной педагогики XX в. Такой результат стал возможен благодаря той серьезной и продуктивной исследовательской работе, которая была проведена отечественными историками образования за ...

Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru