Золотая педагогика

Функции и средства педагогического общения

Другое о педагогике » Понятие о педагогическом общении » Функции и средства педагогического общения

Страница 2

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, поддерживать, одобрять говорящего, умение понять своего собеседника.

В процессе общения педагогу необходимо избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.

- перебивание ученика во время его сообщения;

- поспешные выводы, которые заставляют ученика занять оборонительную позицию;

- поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего;

- непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.

Когда мы говорим об эффективности общения, то, по сути, имеем в виду степень достижения цели общения. Следовательно, вопрос об эффективности, успешности коммуникативной деятельности должен решаться в зависимости от учета целей каждой из сторон общения.

Таким образом, коммуникация в общении – это прежде всего влияние, воздействие на другого. Здесь рассмотрим механизмы влияния: внушение и убеждение.

В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности. В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание.

Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться большей его эффективности. Выделим их.

- если вы хотите внушить что-нибудь человеку, смотрите ему в глаза;

- держитесь спокойно;

- говорите властно и не проявляйте нервозность;

- ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;

- используйте доверительную интонацию, чтобы расположить к себе человека, а чтобы вызвать недоверие, прибегайте к пренебрежительному тону;

- умело выдерживайте паузы.

Внушенная информация прочно входит в сознание человека, поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Переубедить человека можно тогда, когда в его сознании происходит процесс замещения одних аргументов другими.

Убеждение включает с одной стороны, воздействие, влияние на сознание личности, а с другой – результат этого процесса как устойчивую систему взглядов, на основе которых формируется потенциальная готовность личности действовать.

Убеждение – воздействие, в значительной мере опирающееся на интеллект слушающего, апелляция к его знаниям, логическому мышлению, жизненному опыту. Позиция, сложившая в результате убеждения, при всей своей твердости поддается пересмотру. Наличие убеждений свидетельствует о социальной зрелости личности. Процесс убеждения позволяет развивать у учащихся их логические возможности, способствует раскрытию творческого потенциала.

Существуют своеобразные барьеры, снижающие эффективность процесса убеждения. Выделим их.

- эмоционально-негативное отношение оппонента к рассматриваемому факту;

- стремление оппонента сохранить высокую самооценку;

- доводы и аргументы, высказываемые в нетактичной форме и т.д.

Кроме главного оружия педагога – слова в его арсенале – целый набор невербальных (неречевых) средств общения.

К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие. Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения.

Экспрессивно-выразительные движения (кинесические средства) — зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд.

Движения глаз, или, как принято называть, «контакт глаз» - важная составляющая невербальной коммуникации для педагога и учеников. Если дети смотрят на учителя, то это помогает сосредоточиться и понять то, что им говорят. Разговаривая со школьниками, целесообразно переводить взгляд с одного слушателя на другого, спереди - назад, слева – направо и обратно, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрал объектом внимания. С одной стороны, - это требование элементарной вежливости, с другой – стимуляция школьников. И, наконец, это получение обратной связи, когда школьник внимательно слушает, работает на уроке. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Если у ребенка пустой, отсутствующий взгляд, то это, возможно, указывает на утомление или угасание интереса к теме разговора. В этом случае учителю необходимо изменить ритм, окраску разговора, чтобы возродить интерес к себе, или объяснение следует прекратить. Когда во время разговора у школьника бегают глаза, он не выдерживает взгляда учителя и тут же отводит взор, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившемся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности формирования и развития познавательного интереса школьников
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач: познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохраняла ...

Отечественный опыт профильного обучения
Идея создания профильных школ не нова. Реальные гимназии, существовавшие в 19 веке в России, были прообразом будущих школ с профильными классами. Престижные спецшколы советского времени тоже были в определённой степени профильными. И за рубежом практика профильного обучения давно и успешно применяе ...

Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru