Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, поддерживать, одобрять говорящего, умение понять своего собеседника.
В процессе общения педагогу необходимо избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.
- перебивание ученика во время его сообщения;
- поспешные выводы, которые заставляют ученика занять оборонительную позицию;
- поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего;
- непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.
Когда мы говорим об эффективности общения, то, по сути, имеем в виду степень достижения цели общения. Следовательно, вопрос об эффективности, успешности коммуникативной деятельности должен решаться в зависимости от учета целей каждой из сторон общения.
Таким образом, коммуникация в общении – это прежде всего влияние, воздействие на другого. Здесь рассмотрим механизмы влияния: внушение и убеждение.
В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности. В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание.
Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться большей его эффективности. Выделим их.
- если вы хотите внушить что-нибудь человеку, смотрите ему в глаза;
- держитесь спокойно;
- говорите властно и не проявляйте нервозность;
- ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;
- используйте доверительную интонацию, чтобы расположить к себе человека, а чтобы вызвать недоверие, прибегайте к пренебрежительному тону;
- умело выдерживайте паузы.
Внушенная информация прочно входит в сознание человека, поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Переубедить человека можно тогда, когда в его сознании происходит процесс замещения одних аргументов другими.
Убеждение включает с одной стороны, воздействие, влияние на сознание личности, а с другой – результат этого процесса как устойчивую систему взглядов, на основе которых формируется потенциальная готовность личности действовать.
Убеждение – воздействие, в значительной мере опирающееся на интеллект слушающего, апелляция к его знаниям, логическому мышлению, жизненному опыту. Позиция, сложившая в результате убеждения, при всей своей твердости поддается пересмотру. Наличие убеждений свидетельствует о социальной зрелости личности. Процесс убеждения позволяет развивать у учащихся их логические возможности, способствует раскрытию творческого потенциала.
Существуют своеобразные барьеры, снижающие эффективность процесса убеждения. Выделим их.
- эмоционально-негативное отношение оппонента к рассматриваемому факту;
- стремление оппонента сохранить высокую самооценку;
- доводы и аргументы, высказываемые в нетактичной форме и т.д.
Кроме главного оружия педагога – слова в его арсенале – целый набор невербальных (неречевых) средств общения.
К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие. Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения.
Экспрессивно-выразительные движения (кинесические средства) — зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд.
Движения глаз, или, как принято называть, «контакт глаз» - важная составляющая невербальной коммуникации для педагога и учеников. Если дети смотрят на учителя, то это помогает сосредоточиться и понять то, что им говорят. Разговаривая со школьниками, целесообразно переводить взгляд с одного слушателя на другого, спереди - назад, слева – направо и обратно, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрал объектом внимания. С одной стороны, - это требование элементарной вежливости, с другой – стимуляция школьников. И, наконец, это получение обратной связи, когда школьник внимательно слушает, работает на уроке. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Если у ребенка пустой, отсутствующий взгляд, то это, возможно, указывает на утомление или угасание интереса к теме разговора. В этом случае учителю необходимо изменить ритм, окраску разговора, чтобы возродить интерес к себе, или объяснение следует прекратить. Когда во время разговора у школьника бегают глаза, он не выдерживает взгляда учителя и тут же отводит взор, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившемся.
Образование, педагогика, воспитание:
Место
видеометода в системе педагогических методов
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а такж ...
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...
Психологические и психофизиологические особенности
младших школьников
Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень мало ...