Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений.
Задачи:
1. Разработаны диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций.
2. Апробировать авторские материалы (план, конспекты занятий, методические рекомендации по воспитанию детей в народных традициях).
3. Изучить степень освоения народных традиций по итогам внедрения авторских материалов.
4. Сделать выводы о проделанной работе и предложить методические рекомендации по совершенствованию процесса воспитания детей в духе народных традиций и культуры.
Методы исследования.
В ходе работы были подобраны следующие методики:
I. Анкетирование родителей, целью которого являлось а) выявление интереса всех членов семьи, к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры; б) развитие родителями интереса ребенка к традициям прошлого нашей Родины.
Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Поддерживается ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины?
2. Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?
3. Совершаются ли совместные с ребенком прогулки по памятным местам города?
4. Читают ли родители своим детям книги об историческом прошлом русского народа?
5. Просматривают ли родители вместе со своими детьми передачи по телевидению об историческом прошлом русского народа?
Образец бланка анкеты содержится в Приложении 1.
II. Опрос детей, целью которого являлось выявление уровня преставлений детей старшего дошкольного возраста о традициях родной культуры и ее реалиях. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было запланировано предложить детям ответить на пять вопросов, касающихся их представлений о том, что такое традиция, как ребенок ее понимает, может ли назвать те, которые приняты в его семье и ближайшем окружении.
III. Наблюдение за поведением детей с целью выявления особенностей поведенческие проявлений в области народных традиций. Для определения особенностей поведенческих проявлений в области национальных традиций предполагалось использование вариативной информации, которая бы отражала объективный характер поведения ребенка в процессе ежедневного общения. Предполагалось, что объем полученной информации позволит сделать вывод о сформированности у детей интереса к изучаемой проблеме и применении усвоенной информации в самостоятельной деятельности, играх с другими детьми.
Образец-бланк схемы наблюдений содержится в Приложении 2.
В исследовании определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил).
Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:
• правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по разным признакам (дифференцировка понятий);
• наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
• наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Образование, педагогика, воспитание:
Прохождение преддипломной практики
В соответствии с учебным планом специальности 220200, утвержденным ректором РХТУ им. Д.И.Менделеева, преддипломная практика у студентов 5-го курса проводится с конца февраля в течение 4-х недель. При прохождении практики студент должен руководствоваться: указаниями руководителя практики от институт ...
Использование видеометода в современном учебном процессе
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню р ...
Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...