Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Мы думаем, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристической технологии в образовательном процессе является одной из наиболее актуальных.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречия:
между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе;
осознанием необходимости ориентации процесса обучения на развитие способности обучаемых к самостоятельному познанию, к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий и недостаточным теоретическим обоснованием и методическим обеспечением образовательного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы".
Объект исследования: образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: использование эвристической технологии в образовательном процессе школы.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования эвристической технологии в образовательном процессе школы.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:
развитие мотивации у школьников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;
поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;
создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить особенности использования эвристической технологии в образовательном процессе.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность условий использования эвристической технологии в образовательном процессе.
Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения В.И. Андреева, В.С. Библера, Д.В. Вилькеева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В. Оконя, А.П. Тряпицыной, идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении О.О. Макарычевой, Ю.В. Сенько, В.Н. Соколова, А.В. Хуторского и др., теоретические основы эвристики как науки Г.С. Альтшуллера, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Пушкина и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; сравнение и классификация эвристических задач и моделирование педагогических условий.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, ранжирование, анализ работ учащихся, диагностика уровней эвристического мышления; опытно-поисковая работа, статистическая обработка результатов исследования, их анализ и интерпретация.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №2 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 4 "А" и 4 "Б" классов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - постановочный (01.02.10 - 01.03.10) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский (02.03.10 - 02.04.10) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.04.10 - 03.05.10) - обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что эвристическая технология в образовательном процессе впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность использования эвристической технологии в образовательном процессе.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 38 наименований, приложения.
Общий объем работы 47 страниц компьютерного текста.
Образование, педагогика, воспитание:
Функции и средства педагогического общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности. Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для р ...
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...
Поиск и отбор натуры. Работа над эскизами. Использование оригинальных и
традиционных приемов графики в процессе выполнения работы
Вопрос о технике и материале, в котором будет выполнена практическая часть дипломной работы, не стоял. Было решено, что работы должны быть выполнены в графике, карандашом и на бумаге. Выбор темы тоже был недолгим. Так как Архитектурные памятники Уфы поражают и завораживают. Когда тематика практичес ...