Золотая педагогика

Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе

Другое о педагогике » Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы » Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);

2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;

3) метод обучения;

4) один из способов создания компьютерных программ.

В одних источниках указывается, что понятие "эвристика" впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.

Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок.1235 - ок.1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.

В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос (1922-1974) ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик. В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это - отрицательная эвристика.

Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству - созданию новых технических решений.

Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел, открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового.

В эвристической технологии цель формулируется учащимся самостоятельно или с помощью учителя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда - цель, как правило, одна - "усвоение, присвоение изучаемого содержания темы". Затем совместно определяются задачи "что нужно сделать, чтобы усвоить тему, т.е. достичь цели?". Мы считаем, что это могут быть, например, такие задачи: "что узнать, какие знания?", "что воспроизвести, понять? В чем сущность изучаемого?", "Чему научиться? как и где применять изученное содержание?".

Известные педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский) уделяли огромное внимание развитию творческих способностей учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки; творческие конспекты, составление опорных сигналов, творческие книжки и дневники, уроки "открытых мыслей". Все это способствовало развитию творческой активной личности учащихся.

Результаты анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого позволили выявить следующие функции эвристической технологии:

самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;

видение новой проблемы в традиционной ситуации;

видение новых признаков изучаемого объекта;

преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекционной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие м ...

Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах. Учащиеся математических классов отличаются характером восприятия математи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru