Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
В одних источниках указывается, что понятие "эвристика" впервые появилось в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.
Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок.1235 - ок.1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.
В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос (1922-1974) ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик. В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это - отрицательная эвристика.
Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого или продуктивного мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству - созданию новых технических решений.
Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел, открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового.
В эвристической технологии цель формулируется учащимся самостоятельно или с помощью учителя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда - цель, как правило, одна - "усвоение, присвоение изучаемого содержания темы". Затем совместно определяются задачи "что нужно сделать, чтобы усвоить тему, т.е. достичь цели?". Мы считаем, что это могут быть, например, такие задачи: "что узнать, какие знания?", "что воспроизвести, понять? В чем сущность изучаемого?", "Чему научиться? как и где применять изученное содержание?".
Известные педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский) уделяли огромное внимание развитию творческих способностей учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки; творческие конспекты, составление опорных сигналов, творческие книжки и дневники, уроки "открытых мыслей". Все это способствовало развитию творческой активной личности учащихся.
Результаты анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого позволили выявить следующие функции эвристической технологии:
самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в традиционной ситуации;
видение новых признаков изучаемого объекта;
преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);
Образование, педагогика, воспитание:
Классификация, виды и типы средств наглядности при
обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...
Роль семьи в полоролевой социализации дошкольников
До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосе ...
Возрастное
психофизическое развитие ребенка и его особенности
В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей. Развитие человека ...