В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей.
Развитие человека можно рассматривать в трех планах:
1) в типологическом (возрастном), когда абстрагируются от индивидуальных и личностных особенностей детей и рассматривают лишь закономерности возрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этапов онтогенеза;
2) в индивидуальном плане, когда рассматриваются особенности развития ребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущий только ему, путь развития и особый темп. Путь развития уникален, но все же существуют и общие закономерности, которые необходимо учитывать, изучая индивидуальные особенности того или иного ребенка;
3) наконец, в личностном плане рассматривается процесс развития человека как индивидуальности, процесс возникновения и особенности развития личностных качеств на разных ступенях и этапах онтогенеза.
Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими).
Возрастные психологические особенности определяются конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называется социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому.
Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми.
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка.
Таблица 1.
Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста
Период |
Возраст |
Критерии периодизации | ||
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятельность |
Личностное новообразование | ||
Новорожденность |
0—1 мес. |
Взрослый® Ребенок |
Физиологические отправления |
Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Младенчество |
1мес—1год |
То же |
Эмоциональное общение |
То же |
Раннее детствj |
1—3 года |
Взрослый=Ребенок |
Предметно-манипулятивная |
Потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство |
3—7 лет |
Ребенок -> Взрослый |
Сюжетно-ролевая игра |
Внутренняя позиция, соподчинение мотивов |
Образование, педагогика, воспитание:
Организация учебного процесса и управление образованием
Учебный год в Республике Корея начинается 2 марта. В году выделяются триместры, чётко разграниченные каникулами; каникулы с 20 июня по 25 августа, две недели в конце ноября – начале декабря и весь февраль. В высших учебных заведениях летние каникулы совпадают со школьными, а зимние – с 10 декабря п ...
Постановка проблемы в психолого-педагогической литературе
Русский историк Н.И. Караев писал: «История есть, между прочим, и история деятельности людей…». Таким образом, автор нацеливал учащихся средней школы на необходимость глубокой проработки знаний о жизни и деятельности исторических личностей. Поскольку наши исследования были посвящены урокам истории ...
Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие (Радынова О.П.): развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей д ...