Экологическое воспитание детей — новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.
Зависимость человека от природы и природы от масштабов, форм и направлений деятельности человека существовала на всех этапах человеческой истории. В наши дни эта зависимость обнаруживается крайне драматическим образом, ставя под угрозу саму возможность существования человеческого общества.
Разрешение этой проблемы видится в переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и общества в целом в отношении к окружающей среде. С чего начинать?
Природа создала свое чудесное изобретение человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.
Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не "вышколены" дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это — единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его Родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.).
Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного возраста (Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и др.).
Но наиболее популярны в настоящее время исследования по экологическому воспитанию и формированию естественнонаучных представлений дошкольника, так как именно этот возраст признан чрезвычайно сенситивным для восприятия знаний об окружающей природе. В стране создан целый ряд как комплексных, направленных на всестороннее развитие детей, так и парциальных авторских программ, обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу комплексных программ, где знания о природе являются частью, одним из направлений в воспитании дошкольника, относятся: "Радуга", "Детство", "Развитие", "Истоки", "Детский сад — дом радости", "Кроха". Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — "Семицветик", "Природа и художник", "Наш дом — природа", "Жизнь вокруг нас", "Паутинка", "Мы", "Юный эколог". Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Однако минусом этих программ является недостаточность использования географических представлений, в том числе и краеведческих в воспитании дошкольника.
Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что процесс формирования географических представлений у дошкольников на основе природы Родного края является одним из менее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью осуществления экологического воспитания на основе изучения географии детьми этого возраста и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование географических представлений дошкольников будет эффективным. В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: "Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Родного края".
Объект исследования – процесс формирования географических представлений у дошкольника.
Предмет исследования – формы и методы формирования географических представлений используемых в ознакомлении с природой Родного края.
Цель исследования – выявить возможности формирования географических представлений дошкольника в процессе ознакомления с природой окружающей среды.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более эффективным в случае использования географических представлений, сформированных при изучении детьми природы Родного края.
Задачи исследования:
выявить предмет изучения науки географии;
выявить роль географических представлений в экологическом воспитании дошкольников;
охарактеризовать формы и методы формирования географических представлений у дошкольника в процессе изучения природы окружающей его среды;
подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе.
обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение, обобщение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В процессе исследования использовались косвенные и прямые методики, такие как наблюдение, беседы, индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы возможности использования географических представлений в экологическом воспитании дошкольника.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке занятий по экологическому воспитанию на основе знаний о природе Родного края детей старшей и подготовительных групп ДОУ, работающих с программами "Детство" и "Юный эколог".
Образование, педагогика, воспитание:
Формирование оптимальной двигательной активности в старшем дошкольном
возрасте
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5- 7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию дв ...
Коррекция психофизических недостатков умственно
отсталых младших школьников средствами физических упражнений
Учитывая состояние диагностики состояния физического развития умственно отсталых младших школьников мы проводили уроки ритмики в течение третьей четверти 2000/2001 учебного года, используя упражнения, предложенные Е.С. Черником ( ), музыкально-двигательные упражнения Е.П. Раевской ( ), занятия ритм ...
Типы современного урока истории
В современной педагогической науке выделяют следующие наиболее общепринятые типы уроков: уроки новых знаний; уроки анализа и синтеза знаний; уроки формирования навыков и умений; уроки диагностики знаний, навыков и умений. Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы и виды уроков. 1. У ...