Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.
Одаренность бывает различной, но общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Они любят умственный труд. Это эмоциональные, часто вспыльчивые, с повышенной познавательной активностью дети. У одаренных детей врожденное повышенное чувство юмора. Чаще у таких детей особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер "зазнайства". Немаловажная проблема, стоящая на пути развития одаренного ребенка это особое восприятие окружающего мира, а также общество, в котором он растет.
У одаренных школьников уже на ранних этапах школьного обучения возникают трудности, связанные с тем, что у них достаточно рано формируется зона особых интересов - на школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у такого ребенка просто не остается ни времени, ни желания.
Многие родители хотят видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только сами родители, но и дети, для которых становится главным не выделяться, не выглядеть "белой вороной". Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формирование личности.
Проблема личностного развития, одаренных детей приводит к трудностям общения с окружающим обществом, в дальнейшем к социальной некомпетенции. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются.
Одаренный ребенок нуждается в помощи организации его жизнедеятельности. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.
Особой, весьма трудной с точки зрения помощи одаренным детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляция.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Волевые навыки формируются и развиваются в деятельности и общении. Эти развития и изменения носят возрастной характер.
Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом.
По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в "группу риска", наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков.
Как бы ни был одарен ребенок, он остается ребенком, нуждающимся в учении. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходима профессиональная помощь специалистов, воспитателей детских садов, учителей, социальных работников. Талантливым детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.
Проблемами выявления одаренности, воспитания и обучения одаренных детей занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как Натан Семенович Лейтес, доктор психологических наук; израильский психотерапевт Эрики Ландау; Кэрол Тэкэкс - профессор университета Кливленда в США; кандидат психологических наук, профессор, Юркевич Виктория Соломоновна и многие другие не менее известные ученые.
Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности воспитателей и учителей, социальных педагогов и психологов, на плечи которых ложится вся тяжесть работы по выявлению, воспитанию, обучению и устранению причин и условий, способствующих асоциальному развитию одаренного ребенка, причин его девиантного поведения.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за самореализацию существует.
С учетом значимости проблемы была сформулирована тема курсовой работы "Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации".
Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия "одаренность";
Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка
Предмет исследования: саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации
Образование, педагогика, воспитание:
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены су ...
Выборочный метод отбора исследуемых
Несплошное исследование организуется специально, чтобы при определенных условиях, не охватывая всех единиц изучаемого явления, можно было получить такое количество материалов, которое гарантировало бы наибольшую точность выводов по генеральной совокупности. В силу этого несплошное исследование подч ...
Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...