Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов. Сегодня школа сталкивается с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в условиях общеобразовательной школы не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей и подростков с начала 1990-х гг. возросла на более чем на 30%. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем школы возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.
По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости в первых классах детей с диагнозом «олигофрения» достигает 10,3%, а с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) по разным данным – от 16 до 25%. Даже в элитных школах встречается до 9% детей с таким диагнозом. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество. Реформирование системы специального образования осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья – специальном образовании» (2001 г.), что гарантирует лицам с физическими и (или) психическими недостатками обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами.
Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПP немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы, технологии и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с
данными отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического воспитания, реализация которой не только позволила бы решить специфические задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, но и способствовала бы их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Объект
исследования:
процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Предмет исследования:
влияние разработанной технологии физического воспитания на оптимизацию физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Цель исследования:
повышение эффективности процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития на основе реализации технологии физического воспитания, направленной на оптимизацию их физического развития и повышение уровня физической подготовленности.
Гипотеза
. Предложенная технология физического воспитания, разработанная на основе элементов здоровьесберегающих технологий и с учетом резервных возможностей детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития, будет способствовать оптимизации показателей физического развития и уровня физической подготовленности детей данной категории в условиях специализированных ДОУ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач
исследования:
1. Определить теоретико-методологические основания здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и обосновать технологию физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ, способствующую оптимизации показателей их физического развития и уровня физической подготовленности.
4. Экспериментально проверить влияние предложенной технологии на показатели физического развития и уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специализированных ДОУ.
Методы исследования.
С целью решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ научно-методической и медицинской литературы по проблеме исследования;
антропометрические исследования; педагогическое тестирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: теоретический анализ проблемы исследования, изучение ее состояния в практике дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап: разработка гипотезы, плана исследования, содержания технологии физического воспитания.
Третий этап: апробация разработанной технологии, анализ и обобщение результатов ее реализации, формулирование выводов.
Научная новизна
исследования
:
– определен подход к разработке содержания и технологии физического воспитания детей 5–6 лет с ЗПР в условиях специализированных ДОУ, в ходе реализации, которой получены новые данные о специфике физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специализированных ДОУ;
– установлена взаимосвязь разработанной технологии физического воспитания детей 5–6 лет с задержкой психического развития и уровнем физической подготовленности детей данной категории.
Теоретическая значимость исследования
состоит в следующем:
– обоснованы методологические основы здоровьесберегающего подхода в решении проблемы оптимизации уровня физической подготовленности детей с ЗПР в условиях специализированных ДОУ;
– разработана и представлена технология физического воспитания детей 5–6 лет с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что
выявленные особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяют их зону ближайшего развития, что создает рациональную основу для дифференцированного планирования коррекционно-педагогических воздействий на физический статус данной категории детей. Разработанная в ходе исследования технология физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть применена в других специализированных дошкольных образовательных учреждениях.
Образование, педагогика, воспитание:
Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...
Проведение исследовательского эксперимента
На примере приведенной выше работы над проектом, был проведен исследовательский эксперимент в одном из 3-их классов гимназии №9 города Красноярска. В организованной работе над проектом участвовало 17 человек. В данном учебном заведении программой предусмотрено изучение информатики в начальной школе ...
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены су ...