Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Другое о педагогике » Совместная деятельность семьи и школы как условие преодоления школьных неврозов » Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 1

Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за определенный период предметных знаний учителя, неврозами; такое образование должно быть, прежде всего, природосообразным и имеющим потенциал оздоровления. Современное массовое общее образование (по крайней мере, российское) является, к сожалению, и неприродосообразным, и здоровьезатратным. Поэтому задача разработки теории и практики здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего образования является весьма актуальной .

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация работы с детьми (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения, которое значительно ухудшается в процессе образования. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, укрепление состояния здоровья детей должно осуществляться по следующим направлениям:

• физическое развитие;

• развитие двигательной системы;

• зрелость нервных процессов;

• психическое развитие;

• адаптационные возможности.

Цель здоровьесбережения достигается с помощью использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, медиков, учащихся и их родителей). Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий; пересмотра самого понятия здоровьесбережения, его функций, критериев эффективности, принципов использования.

Виды здоровьесберегающих технологий и составляющие их элементы представлены в таблице №1.

Таблица 1. Виды здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии

Составляющие элементы

1.

Медико-профилактические

Организация мониторинга здоровья детей

Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья

Организация физического развития

Организация закаливания

Организация профилактических мероприятий

Организация здоровьесберегающей среды

2.

Физкультурно-оздоровительные

Развитие физических качеств, двигательной активности

Дыхательная гимнастика

Массаж и самомассаж

Формирование правильной осанки

Воспитание повседневной привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

3.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

4.

Технологии здоровьесбережения педагогов

Направленность на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья

Развитие потребности к здоровому образу жизни

5.

Технологии валеологического просвещения родителей

Личный пример педагога

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (практикумы и др.)

6.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников

Включение соответствующих тем в учебные предметы

Воспитание культуры здоровья посредством реализации форм внеклассной работы (факультативы, конкурсы, фестивали и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Содержание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Урала, истории родного города
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Цель дошкольных учреждений является ...

Разработка плана исследования особенностей образовательной сети школ г. Березовского
В настоящий момент для введения профильного образования у школ г. Березовского отсутствует информированность об его внедрении. Школы не против того, чтобы ввести профильное обучение. Объектом исследования является сегодняшнее состояние образовательных учреждений. Предметом исследования являются: 1) ...

Формирование устной речи у слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения слышащего ребенка служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слухового и речедвигат ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru