Существует классификация и по разным задачам охраны здоровья. В нее входят:
1. Медико-гигиенические технологии включают контроль и помощь образовательным учреждениям в обеспечении гигиенических условий в соответствии с peгламентациями СанПиНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие детей и включают закаливание, физические тренировки и т.д.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизнедеятельности, формирование инвайронментального сознания.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности направлены на сохранение жизни и обеспечиваются целым рядом специалистов (директором школы, специалистом по охране труда т.д.).
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают широкий спектр использования психолого-педагогических приемов и методов, обеспечивающих приобретение учащимися знаний, умений и навыков по сохранению здоровья.
6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии направлены на формирование и укрепление психологического здоровья.
7. Лечебно-оздоровительные технологии направлены на восстановление или компенсацию здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии различаются по степени новизны. Традиционные технологии предполагают использование проверенных временем приемов и методов. Инновационные предполагают использование инновационных разработок, связанных с определенной долей риска.
В зависимости от цели использования рассматривают четыре типа технологий:
1. Защитно-профилактические здоровьесберегающие технологии направлены на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий.
2. Компенсаторно-нейтрализующие обеспечивают восполнение недостатка в том, что требуется организму ребенка для полноценной жизнедеятельности.
3. Стимулирующие направлены на активизацию скрытых внутренних ресурсов личности: технологии личностного роста, групповой динамики, информационно-обучающие и т.п.
4. Информационно-обучающие обеспечивают повышение компетентности учащихся, необходимой для эффективной заботы о здоровье.
По характеру используемых ресурсов есть такие здоровьесберегающие технологии как:
1) использование природных факторов (ландшафтотерапия, ароматерапии, фиточаи и т.д.);
2) использование внутренних резервов организма (например, дыхательные практики т. п.);
3) использование социально-культурных факторов (формирование гигиенических привычек, использование метода диалога культур и т.п.).
По направленности использования самой технологии выделяют четыре категории технологий:
1. Социальные (управленческие) здоровьесберегающие технологии направлены на изменение социокультурной среды;
2. Организационные здоровьесберегающие технологии направлены на изменение организации жизнедеятельности;
3. Содержательные здоровьесберегающие технологии направлены изменение содержания деятельности;
4. Целеформирующие здоровьесберегающие технологии направлены на изменение мотивации деятельности.
Классификация здоровьесберегающих технологии по характеру реализации включает: 1) директивные (закрытые), 2) недирективные (открытые, свободные).
Разнообразие оснований для классификаций здоровьесберегающих технологий, наличие многочисленных авторских подходов к классификации вызывают дополнительные трудности для их планирования и качественной реализации в образовательных средах.
Очевидной целью использования здоровьесберегающих технологий является создание психолого-педагогических условий обеспечивающих своевременное и полноценное психическое личностно-духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья.
Технологический проект, как правило, предполагает мониторинговую оценку результатов, сопровождающуюся рефлексией с целью учета неудач в последующей деятельности или перехода на другие технологии. Применительно к ДОУ – это формирование компетентности ребенка дошкольного возраста как одной из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Которые включают в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития. Компетентность коммуникативная проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Компетентность социальная позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Компетентность интеллектуальная характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность ребенка в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Образование, педагогика, воспитание:
Принцип юридической точности правовых знаний
Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими р ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...
Понятие и значение преподавания происхождения сущности государства и права
в современной школе
Процесс преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе представляет собой процесс, способствующий воспитанию социально-активной личности, которая способна решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет государства и права. Являясь одним из основных институтов ...