Любая технология включает в себя определенные процедуры в определенной последовательности. В данном случае это:
1) полное определение конкретной цели, которая определяется гипотетической идеей технологического проекта. Оценку качества технологии, ее эффективность производят путем соотнесения полученного результата и цели;
2) разработка теоретических оснований. Технологии всегда реализуют определенные научные представления и концепция в рамках той или иной аксиологической парадигмы;
3) поэтапная, пошаговая структура деятельности. Технологический проект имеет жесткую процедуру реализации, предусматривающую заранее отработанную последовательность этапов и операций деятельности;
4) контроль и анализ результатов.
Современный образовательный процесс включает широкий диапазон здоровьесберегающих технологий. Они настолько многообразны по своему характеру, что описать их в рамках одной классификации не представляется возможным. Ниже приводится ряд классификаций.
По аналогии с классификацией образовательных технологий можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий:
· управленческой деятельности: к ним относится технологии программно-целевого планирования с учетом здоровьесберегающей парадигмы, здоровьесберегающие информационные технологии;
· организации образовательного процесса: предполагаю изменение структуры учебного заведения (например комплекс «детский сад – школа»), изменение направленности и характера образовательного процесса (школа адаптирующей педагогики).
· организации учебного процесса: предполагают включение в организацию учебного процесса динамических пауз, разгрузочных дней, изменение графика каникул, гибкий временной режим урока.
· организации познавательной деятельности учащихся: педагогика успеха, педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения.
· воспитательной работы: метод проектов, коллективных творческих дел, игровые технологии, арт технологии, технология свободного развития.
· предметные технологии: реализуются в рамках отдельных предметов, например валеологии или ОБЖ, технологии интенсивного обучения иностранным языкам.
· коррекционные технологии: реализуются в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии; предполагают использование специальных учебных тренажеров, технологий адаптирующей и специальной педагогики.
В зависимости от целей и масштаба объекта приложения здоровьесберегающие технологии могут быть разделены на следующие категории:
1. Общие предполагают учет условий оптимального возрастного развития в целом и необходимы для большинства учащихся.
2. Типовые предполагают учет типичных проблем и потребуют конкретных групп детей (введение дифференцированного подхода, технологии, реализующиеся в начальной школе и т.п.);
3. Индивидуальные предполагают учет индивидуальных характеристик личности, ее интересов.
По уровню организации выделяются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Повседневные: утренняя гимнастика, диета, традиционная технология начала урока;
2. Ситуативные применяются в связи с определенными обстоятельствами, например, технология конструктивного разрешения конфликта;
3. Перспективные реализуют технологическую модель достаточно длительной организации образовательного процесса, например валеологического образования.
По категории объекта здоровьесберегающие технологии классифицируются на следующие группы:
· индивидуальные направлены на отдельного субъекта деятельности;
· групповые охватывают небольшую группу детей;
· коллективные направлены на уже сформированные коллективы;
· массовые охватывают совокупность нескольких коллективов
т.е. большинство участников образовательного процесса.
По предметному содержанию подходов здоровьесберегающие технологии разделяют на медицинские, валеологические, психологические, педагогические, комплексные предполагают сочетание разных подходов и методов.
Образование, педагогика, воспитание:
Технология педагогических мастерских
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрыв ...
Результаты пробного экспериментального обучения по формированию межкультурной
компетенции у учащихся
Несмотря на то, что формирование межкультурной компетенции очень сложный и длительный процесс, требующий продолжительной работы, мы сделали попытку провести пробное экспериментальное обучение и выявить уровни сформированности межкультурной компетенции у старшеклассников. В исследовании принимали уч ...
Архитектурные памятники Уфы
В 19 века наблюдалось рост населения и как следствие расширение территории города. Этому поспособствовало превращение Уфы в крупный транспортный узел, а также развитие капиталистической промышленности. Город разрастался в двух направлениях: с юга на север и с востока на запад. Домовладения в Уфе со ...