Формирование здоровьесберегающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в системе образования опирается на некоторые высказанные в литературе принципы, среди которых называют следующие.
Принцип гуманистической направленности, основанный на признании самоценности личности и создании психолого-педагогических и социальных условий для ее гармонически здорового и устойчивого развития и саморазвития.
Принцип системности развития здоровья и комплексности использования здоровьесберегающих технологий. Системность задач должна отражать взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития возможно только при условии комплексного использования здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, при выборе здоровьесберегающих технологий и приемов необходимо учитывать следующие характеристики:
1) особенности реальной социальной ситуации развития ребенка: например, круга общения ребенка, включая сверстников и взрослых, семейное окружение т.д.;
2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;
3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизацию.
Ориентация на «индивидуальную норму» в рамках «возрастной нормы» должна характеризовать отбор и использование здоровьесберегающих технологий.
Выделяют также принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий. Процесс развития ребенка имеет непрерывный характер, и проведение здоровьесберегающих мероприятий должно быть систематической и постоянной работой по заботе о детском здоровом развитии.
Предполагается, что принцип деятелъностного подхода связан с тем, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Суть его заключается в том, что главным способом приложения здоровьесберегающих технологий является организация активной деятельности самого ребенка и его активной совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Принцип опоры на ресурсы игровой деятельности в обучении также рассматривается в литературе. В жизни ребенка игра занимает большое место, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкую систему психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.
Принцип опережающего педагогического планирования использования здоровъесберегающих технологий. Педагогическое воздействие должно носить опережающий характер, направлено на решение профилактических и развивающих задач.
К перечисленным выше принципам важно добавить и нижеследующие.
1. Принцип социально-адаптирующей направленности здоровьесберегающих технологий направлен на формирование психологической подготовленности воспитанника к жизни в динамично меняющейся окружающей социокультурной среде, через устойчивую социальную мотивацию, ориентацию на базовые социокультурные нормы.
2. Принцип оптимизации социально-эмоциональной сферы личности Резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых. Учебная деятельность протекает значительно успешнее в условиях эмоционального подъема это усиливает положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Принцип опоры на творческий потенциал ученика, педагогов, ученического коллектива, родителей и семейного окружения при использовании здоровьесберегающих технологий. Человек развивается только в сообществе, поэтому продуктивный результат деятельности может быть достигнут наиболее эффективно только в сообществе, в творческом объединении.
Образование, педагогика, воспитание:
Оптимальная загруженность учащихся на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др. Устранение ненужных пауз. Часто можно на ...
Классификация дидактических игр
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам: – игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. – игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных нав ...
Учреждения социального обслуживания, профилактики и
реабилитации семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика проявилась в выплате пос ...