Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Другое о педагогике » Совместная деятельность семьи и школы как условие преодоления школьных неврозов » Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 6

Формирование здоровьесберегающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в системе образования опирается на некоторые высказанные в литературе принципы, среди которых называют следующие.

Принцип гуманистической направленности, основанный на признании самоценности личности и создании психолого-педагогических и социальных условий для ее гармонически здорового и устойчивого развития и саморазвития.

Принцип системности развития здоровья и комплексности использования здоровьесберегающих технологий. Системность задач должна отражать взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития возможно только при условии комплексного использования здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, при выборе здоровьесберегающих технологий и приемов необходимо учитывать следующие характеристики:

1) особенности реальной социальной ситуации развития ребенка: например, круга общения ребенка, включая сверстников и взрослых, семейное окружение т.д.;

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизацию.

Ориентация на «индивидуальную норму» в рамках «возрастной нормы» должна характеризовать отбор и использование здоровьесберегающих технологий.

Выделяют также принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий. Процесс развития ребенка имеет непрерывный характер, и проведение здоровьесберегающих мероприятий должно быть систематической и постоянной работой по заботе о детском здоровом развитии.

Предполагается, что принцип деятелъностного подхода связан с тем, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Суть его заключается в том, что главным способом приложения здоровьесберегающих технологий является организация активной деятельности самого ребенка и его активной совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Принцип опоры на ресурсы игровой деятельности в обучении также рассматривается в литературе. В жизни ребенка игра занимает большое место, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкую систему психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

Ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.

Принцип опережающего педагогического планирования использования здоровъесберегающих технологий. Педагогическое воздействие должно носить опережающий характер, направлено на решение профилактических и развивающих задач.

К перечисленным выше принципам важно добавить и нижеследующие.

1. Принцип социально-адаптирующей направленности здоровьесберегающих технологий направлен на формирование психологической подготовленности воспитанника к жизни в динамично меняющейся окружающей социокультурной среде, через устойчивую социальную мотивацию, ориентацию на базовые социокультурные нормы.

2. Принцип оптимизации социально-эмоциональной сферы личности Резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых. Учебная деятельность протекает значительно успешнее в условиях эмоционального подъема это усиливает положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Принцип опоры на творческий потенциал ученика, педагогов, ученического коллектива, родителей и семейного окружения при использовании здоровьесберегающих технологий. Человек развивается только в сообществе, поэтому продуктивный результат деятельности может быть достигнут наиболее эффективно только в сообществе, в творческом объединении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Современные подходы к организации наглядного метода обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...

Особенности саморегуляции одаренного ребенка
"Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими", - сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: "Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя" Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятель ...

Определения функциональной последовательности и функционального ряда
Опр.1. Пусть дана последовательность функций: , причем функции являются функциями одной переменной и определены в некоторой области . Такая последовательность называется функциональной и обозначается: . Пусть для каждого эта последовательность имеет конечный предел. Величина этого предела зависит о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru