Где бы вы построили свой замок на месте феодала? На плане представлены: холм, лес, пересечение дорог и низина;
Где мог возникнуть средневековый город? На рисунке: замок феодала, пересечение дорог, монастырь, мост через реку, древнеримское укрепление.
Продуктивным направлением реализации личностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев в схемах и таблицах. На современном уроке также можно использовать предложенные В.В. Шоганом ассоциативные схемы, под которыми понимается «схематическое тождество настоящего и прошлого, в них используется некий актуальный знак близкий и понятный детям». В качестве примера автор приводит схему «Падение Римской империи» в виде здания в римском стиле с колоннами. В них вписываются причины упадка Рима. Когда причина написана верно, колонна убирается, а когда все колонны будут убраны, «здание империи» падет. В контексте личностно-ориентированного подхода стоит предложить заполнение колонн всем ученикам и выбрать правильно написанные причины. Каждый будет иметь свой вариант причин падения Римской империи. Это средство можно предложить в темах «Падение Византийской империи», «Отмена крепостного права» и др.
В последние годы во многом изменились подходы к работе с картами. Важнейшим средством реализации личностно-ориентированного подхода можно считать прием составления ментальной карты заданного региона, создаваемой каждым школьником. На чистых листах бумаги они вычерчивают объект, обсуждают с одноклассниками, насколько точны детали, определяют наиболее характерные выявленные ими черты региона. После обсуждения ученики сравнивают свои ментальные карты с оригиналом. Ментальную карту можно использовать для диагностики пространственных умений и как средство самовыражения личности.
Таким образом были показаны принципы реализации личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках истории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности.
Все большую популярность среди учителей и методистов приобретает проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкции данного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный содержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.
При проблемном построении курса изменяется и структура учебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационный этап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этап контроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организацию существенно более эффективной. Далее будет рассмотрено на конкретных примерах, как это реализуется практически.
На вводно-мотивационном этапе преподаватель решает следующие задачи:
Дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации;
Сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема;
Сформулировать саму проблему;
Мотивировать учеников к ее решению.
Для успешного решения этих задач можно использовать условно-графическую наглядность в виде модели. С помощью модели учитель может рассмотреть основную канву событий. Например, взяв тему «Русь между Востоком и Западом» учитель изображает раздробленную Русь, которая подвергается нападениям монголов с Востока и рыцарей с Запада. Нападение с Востока привело к установлению зависимости Руси от Золотой Орды, нападение же с Запада было отражено. Противоречие в том, что Русь смогла отразить нападение более развитого Запада и не устояла перед менее развитыми монголами. Отсюда выводится два возможных варианта формулировки проблемы:
Почему раздробленные русские княжества смогли дать отпор Западу и покорились востоку? Или:
Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы, но покорилась менее развитым монголам?
Для определения исходного противоречия могут применяться и средства изобразительной наглядности – исторические картины в сочетании с текстом. Например, изучая Византийскую империю в раннем средневековье, можно сопоставить изображение собора Св. Софии и документ о восстании Ника в Константинополе. На этой основе можно сформулировать проблемный вопрос: Византийская империя при императоре Юстиниане I – сильное или слабое государство?
Таким образом, для определения исходного противоречия могут использоваться различные средства наглядности.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль и место самостоятельного домашнего чтения в обучении учащихся старших
классов иностранному языку
Чтение на иностранном языке как опосредованная форма общения предоставляет возможности для расширения кругозора учащихся за счёт познавательной информации, заложенной в текстах, для воздействия на их интересы, чувства и эмоции. Как справедливо отмечает Л.А. Чернявская, оно оказывает влияние на разв ...
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корр ...
Прохождение преддипломной практики
В соответствии с учебным планом специальности 220200, утвержденным ректором РХТУ им. Д.И.Менделеева, преддипломная практика у студентов 5-го курса проводится с конца февраля в течение 4-х недель. При прохождении практики студент должен руководствоваться: указаниями руководителя практики от институт ...