Золотая педагогика

Реализация условий использования эвристической технологии в образовательном процессе

Другое о педагогике » Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы » Реализация условий использования эвристической технологии в образовательном процессе

Страница 2

Таким образом, проведенное исследование доказало эффективность использования эвристической технологии в образовательном процессе школы.

В результате нашего исследования нами было рассмотрено понятие "эвристическая технология", определены характерные особенности эвристической технологии в образовательном процессе, выявлены условия использования эвристической технологии в образовательном процессе школы.

Нами было выявлено, что выбор задач для эвристического обучения, прежде всего, зависит от специфики их содержания. Материал описательного характера, подлежащий усвоению, вряд ли может служить средством эвристического обучения. "Такими могут стать задачи на применение уже известных закономерностей в относительно новых условиях, но таких, которые предполагают более или менее значительную перестройку знакомых способов решения, Выбор из многих возможных вариантов наиболее рационального способа действия, применение общих теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях, требующих внесения в них конструктивных изменений, и т.д. ". Подобных задач немало в производственной деятельности человека.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Ранее уже было отмечено, что наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. "Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д."

"Степень сложности задачи определяется числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом опосредований и преобразований, приводящих к нахождению искомого". Зависит она и от уровня самостоятельности при постановке и решении проблемы. Таковы некоторые более внешние, поддающиеся объективной оценке условия, определяющие эвристический характер задач.

Наиболее эффективное средства для создания у школьников эвристических ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача. Школьники должны убедиться в том, что решение задачи на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.

Применяя те или иные методы, учитель должен предполагать, что ученик может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это "добытое" знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова "эвристика", что означает "нахожу".

Результаты личностного роста и развития эвристического мышления можно отслеживать при помощи "Портфолио" (портфель достижений), в котором будут накапливаться творческие проекты решённых задач, предложенных теорий и т.д. Можно предложить учащимся самим продолжить работу по составлению творческих задач по какой-либо тематике в качестве зачетной работы по данному курсу.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики с использованием эвристической технологии:

целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач.

систематически использовать на уроках эвристические задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности.

целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя эвристические задания различного типа.

Эвристическое обучение носит сопровождающий характер. Учитель обеспечивает расширение образовательных сфер каждого ученика, то есть их деятельность по рождению, оформлению и развитию личных образовательных продуктов, а также последующее сопоставление этих продуктов с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные эвристические образовательные ситуации, ученики воспроизводят культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, реализовывая индивидуальный образовательный потенциал.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Вхождение России в болонский процесс
Учебные цели 1. Понимать актуальность присоединения России к единому европейскому образовательному стандарту; 2. Знать основные проблемы вступления России в Болонский процесс; 3. Знать основные направления модернизации отечественной высшей школы в связи с Болонским процессом; Отводимое время – 2 ча ...

Изучение уровня речевой готовности к школе
Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема слова ...

Характеристика приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Задачи обучения русскому языку в школе VIII вида: Научить правильно и осмысленно читать доступные для понимания тексты. Сформировать навыки и умения грамотно писать на основе усвоения звукового состава языка и элементарных сведений по грамматике и правописанию. Повысить уровень общего развития учащ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru