1) Субстанциональные высказывания. а) простые; б) сложные (только основная смысловая связь)
2) Сложные субстанциональные высказывания. а) содержащие основную и дополнительную смысловую связь, монообъектные: распространяющую, детализирующую основную; б) расширение основной смысловой связи через вторичную предикацию дополнительных связей.
3) Сложные и ассоциативные высказывания, в которых основная смысловая связь расширена через предикат основной смысловой связи.
4) Ситуативные монообъектные высказывания, в которых расширение основной смысловой связи (главной мысли) осуществляется через субъект.
5) Полиобъектное монострофное ситуативное высказывание.
6) Моноплановое полистрофное микротематическое высказывание.
7) Полиплановое монотемное тематическое высказывание.
Развитие умений речевой деятельности выражается в расширении объема смыслового содержания высказывания как продукта речевой деятельности говорения (письма) и предмета рецептивных видов.
Показатели объема и предметно-смысловой содержательности текста, осмысляемые при чтении, и слушании выявляют показатели сформированности умений этих видов речевой деятельности, которыми являются уровень глубины, и ступень отчетливости понимания. Эти показатели выявляются в ответном речевом высказывании по восстановлению содержания текста. Субъектная компетенция в речевой деятельности является результатом формирования внутренней структуры речевой деятельности, т.е. умений планировать, реализовывать, контролировать и корригировать процесс осуществления всех ее видов.
В трактовке И.А. Зимней речевая деятельность определяется следующими показателями: 1) структурной организацией; 2) предметным содержанием; 3) наличием внутреннего механизма; 4) единством внутренней и внешней сторон; 5) единством содержания и формы ее реализации. Наличие этих характеристик определяет речевую деятельность во всех видах как «активный, целенаправленный, мотивированный, предметный процесс выдачи и приема сформированной, и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения». Тогда как речь – это способ осуществления речевой деятельности, варьирующийся в зависимости от ее вида, национально-культурных традиций, условий речевой деятельности и индивидуальных особенностей; процесс установления смысловых связей различных уровней (от связи слов до объединения ситуативных высказываний в текстовое) при формулировании мысли, ее пространственно-временной развертки. Вне речевой деятельности речь не осуществляется.
Вербальное общение – это форма речевого взаимодействия, которое реализуется посредством речевой деятельности. Взаимодействие в форме вербального общения реализует общественно-коммуникативный вид деятельности, предметом которой является двусторонний обмен мыслями. Однако, вне зависимости от особенностей общения как формы речевого взаимодействия, этот процесс имеет общие структурные характеристики, которые реализуются через следующие единицы: структурную, функциональную и содержательно-информационную. Структурная единица – это коммуникативный акт, условием осуществления которого является взаимопонимание партнеров, что выражается схемой речевого взаимодействия: Г1 => С2 => Г2 => С1, или в общем виде Г1 => Г2 (Г1 и Г2 – попеременно говорящие партнеры, С1, С2 – слушание, осуществляемое партнерами). Из приведенной схемы следует, что качественным показателем общения является взаимопонимание партнеров. Взаимодействие партнеров в коммуникативном акте осуществляется посредством функциональной единицы общения – коммуникативной задачи, которая выражает коммуникативное намерение в цели высказывания и является продуктивно-рецептивной единицей, основными видами коммуникативных задач с позиции говорящего являются:
Образование, педагогика, воспитание:
История развития и становления
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.). В XX столетии идеи ...
Проблема отбора содержания экспериментальных уроков
Основная трудность, с которой сталкиваются учителя в школах при изучении исторических персоналий, - это отсутствие систематизированного исторического материала и методических рекомендаций. При отборе исторического материала мы старались опираться на литературу, доступную для школьных учителей. Нами ...
Особенности формирования экологических представлений у детей раннего
возраста
Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста н ...