Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития. Тем не менее необходимо учитывать, что увлечение теоретическими аспектами права в школе нецелесообразно в силу того, что:
- в учебном плане школы не предусмотрено выделение большого количества часов на изучение права именно с таких позиций, ибо это может привести к сокращению часов на рассмотрение других важных вопросов курса;
- ученики должны четко понимать, что изучение теории государства и права осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике. Они в процессе обучения осознают нужность информации.
Специалисты пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить учеников с законами и призвать повиноваться им. В правовом обучении необходимо создать такие условия, при которых ученики могли бы самостоятельно прийти к мысли, что законней цель, а средство для облегчения жизни. Опыт показал, что большинство людей, не нарушающих законы, никогда не слышали о них. Что же позволяло им не нарушать юридические правила поведения при ситуации полного незнания о них? Ответ очевиден: нравственные нормы и представления о социальной естественной справедливости людей. Понимая психологию детей, авторы констатировали, что для каждого ребенка близко и понятно понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам следует помочь осознать свои права и научиться их защищать.
Еще одна проблема, вызывающая затруднения в деле продвижения и распространения знаний о правах человека, заключается в недостатке необходимого материала, что становится для многих педагогов, преподающих глобальные вопросы прав человека, порой непреодолимым препятствием. Однако даже при наличии материалов возникает и другая трудность. Необходимо абстрактный юридический язык документов расшифровать, чтобы ввести его в пределы лингвистического понимания учащихся различных возрастных групп. И зачастую эти материалы нуждаются в глубокой переработке, в адаптации для использования учащимися.
В итоге, надо отметить, что особенно недостаточно материалов для средней ступени школы, что признается и ООН, и Советом Европы, и другими международными организациями, хотя именно этот возрастной уровень рассматривается как оптимальный для начала формирования основных принципов и ценностей прав человека. Однако создание и распространение даже очень хороших и доступных вспомогательных материалов не гарантирует их использования вообще и педагогически правильного использования в частности.
Образование, педагогика, воспитание:
Общая характеристика процесса воспитания
Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления. Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспит ...
Компоненты и развитие
профессионального самопределения
Профессиональное развитие человека в целом онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам. Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует стадии развития п ...
Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...