Золотая педагогика

Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций

Другое о педагогике » Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста » Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций

Страница 1

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Олины помощники

Цель:

Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование:

Кукла.

Ход:

Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши и т.д. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле …(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

Спрячь мячик

Цель:

Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Оборудование:

Мяч.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.

Кто где спрятался?

Цель:

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование:

Игрушечная кошечка или собачка.

Ход:

Воспитатель прячет кошку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, воспитатель спрашивает: «Куда спряталась кошечка? (под стол). Правильно. Кошечка под столом». Воспитатель выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу самому спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал кошечку?».

Безречевому ребенку воспитатель предлагает спрятать игрушку в какое-либо место. После того, как он выполнит инструкцию, воспитатель рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

Где машина?

Цель:

Учить детей понимать предложные конструкции.

Оборудование:

Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход:

Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».

Где зайчик?

Цель:

та же

Оборудование:

Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку спрятать зайчика за дерево, за домик, за пень. Затем спрашивает, куда он спрятал зайчика, чем самым, активизируя словарь малыша по теме.

Друзья

Цель:

Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование:

Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.)

Ход:

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит малыша повторить (собачка). Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.

Назови лаского

Цель:

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Задачи и содержание словарной работы
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов; 2) уточнение словаря, т. ...

Особенности формирования географических представлений через процесс ознакомления с природой Родного края
История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей ...

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru