Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению.
Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема словарного запаса, уровня развития импрессивной и экспрессивной сторон речи, владение навыками связной речи.
Рассматривая речевое развитие глухих детей подготовительного класса специальной школы, С.А. Зыков указывал,что количественная сторона словаря- важный критерий, характеризующей уровень речевой подготовки ребенка к школе. Позже количественная сторона овладения словарем анализировалась Л.П. Носковой в ходе экспериментального обучения глухих детей вдвугодичных дошкольных отделениях при школе.
Характеризуя речевую готовность глухих дошкольников с точки зрения объема словаря и степени владения связной речью , Н.А. Марева выделила три уровня речевой готовности к школе глухих детей.
М.К. Шеремет выделяет четыре уровня и соответственно им четыре группы слабослышащих детей по степени готовности к школьному обучению, где определяющим показателем является уровнем речевого развития (объем словарного запаса, навыки связной речи, усвоение звуко-буквенного состава слова).
Некоторые авторы показатели речевой готовности считают уровень понимания связной речи слабослышащими детьми или понимание значений слова в контексной речи. Р.М. Боскис отмечала что ребенок может понять речь только в тех приделах, в каких он активно ее пользуется.
Характеристике особенностей речевого развития детей с нарушениями слуха посвящен ряд исследований. Однако в большинстве своем они фиксировали данные, полученные в учебном процессе. Исключение состовляют исследование А.Г. Зикеева , К.Г. Коровина, М.К. Ширемет, а также выполнено под руководством Е.Г. Речицкой исследование Россы-Марии Кастельянос.
Образование, педагогика, воспитание:
Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей
среднего дошкольного возраста
Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путём специально организованных мероприятий положительным образом влиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения между мальчиками и девочками. 1. Мы разработали систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию дет ...
Реализация условий использования эвристической
технологии в образовательном процессе
Рассмотрим некоторые виды уроков, которые можно провести в качестве эвристических. Творческие лаборатории Структура уроков при эвристическом обучении предполагает организацию творческой, поисковой математической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и математических способностей. Диффер ...
Общая характеристика процесса воспитания
Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления. Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспит ...