Золотая педагогика

Формирование устной речи у неслышащих детей

Страница 1

Как сказано выше слышащий ребенок, усваивая устную речь, располагает для этого определенной сенсорной базой (чувствительной основой), позволяющей ему воспринимать речь из вне и контролировать собственное произношение. При этом особо важная роль, как указывалось выше, принадлежит слуховому анализатору. Нарушение слуха у ребенка сужает сенсорную базу, необходимую для овладения устной речью. Однако даже при полной глухоте в распоряжении ребенка остаются зрительный, кожный и двигательный анализаторы. В подавляющем же большинстве случаев неслышащих дети сохраняют остатки слуха, которые при надлежащих условиях могут быть с успехом использованы для овладения устной речью.

Обращаясь к методам формирования устной речи при нарушенном слухе следует рассмотреть их главным образом применительно к неслышащих детям, которые без специального педагогического воздействия оказываются лишенными возможности воспринимать устное слово и обреченных на немоту.

Прежде чем характеризовать методы первоначального обучения устной речи, применяемые в наших школах для неслышащих детей, надо принять в расчет то, что эти методы могут рассматриваться в различных аспектах. Особенность метода может выражаться во взаимоотношении устной речи с другими видами словесной речи, в решении вопроса об аналитическом и синтетическом подходе к формированию устной речи, в принципе отбора материала устной речи, наконец, в определении роли различных анализаторов в качестве сенсорной базы для усвоения неслышащими детьми устной речи.

В современных школах для детей с нарушенным слухом первоначальное обучение устной речи осуществляется в связи с формированием словесной речи, в дактильном ее виде. Такой подход дает возможность детям быстро накопить большой речевой материал, пригодный для целей общения. Синхронное дактилирование и устное проговаривание педагогом слов, а также побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению способствует привлечению внимания к видимым речевым движениям, к звучанию речи, воспринимаемому с помощью остаточного слуха, содействует активизации речевого аппарата детей, усвоению ими звукового и речедвигательного контура слов.

Все это создает благоприятную почву для последующей систематической и целенаправленной работы по формированию у детей навыков произношения. Основная задача обучения неслышащих детей произношению состоит в том, чтобы достичь его максимальной внятности и членораздельности и тем самым способствовать успешному развитию их устной речи, как способа общения и инструмента мысли. Осуществление этой задачи требует, чтобы путем использования компенсаторных средств обучения у детей выработались необходимые комплексы речевых движений, управляемых на основе слухокинестетического или кинестетического контроля, чтобы эти комплексы закреплялись и автоматизировались в живой речи. В отличие от аналитических методов обучения устной речи (исходящих из фонем или слогов с последующим переходом к словам), а также синтетических (исходящих из целых слов без анализа) принятый в школах метод может быть назван аналитико-синтетическим. При этом методе исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова, фразы.

Подобный подход отвечает диалектическому пониманию взаимоотношения целого и части, анализа и синтеза. Практический эффект этого обучения выражается в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения детьми целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи. Особенность принятого в школах варианта аналитико-синтетического метода состоит с его концентрическом характере, который выражается в своеобразном подходе к формированию у детей произносительной структуры слов.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Программа совершенствования педагогической деятельности
Исследования ученых и анализ практики показывает, что значительная часть педагогов учреждений дополнительного образования детей часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций. В настоящее время востребованы переоценка педагогом своего педагогического труда, выход за пределы традиционной ис ...

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...

Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем) Работа направлена на формирование глубоких и прочных знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся, умение планировать, прогно ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru