Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления.
Ф.Ф. Рау говорил, что каждый сурдопедагог должен стремиться сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова».
Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому в многогранном образовательном процессе, осуществляемом в специальных коррекционных учреждениях I вида особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных дефектом слуха, уделяется формированию у них устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем, наиболее полной интеграции их в общество слышащих.
Изучение внятности речи неслышащих учащихся и особенности работы над ней составляет актуальность выбранной нами темы.
Проблеме формирования устной речи у неслышащих учащихся посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов «характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи».
Как известно, существует две стороны устной речи: импрессивная сторона, то есть восприятие речи, и экспрессивная сторона – произношение.
Именно экспрессивной стороне речи – произношению – и будет посвящена данная работа.
Объектом исследования является устная речь глухих учащихся начальных классов.
Предметом исследования определено особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся.
Цель нашего исследования является изучение особенностей работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся.
В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:
Проанализировать понятие внятности устной речи, обобщив работы ученых из разных отраслей наук.
Изучить качество устной речи неслышащих учащихся исходя из фонетических факторов внятности:
а) сформированность умения произносить звуки русского языка;
б) сформированность умения воспроизводить словесное ударение;
в) получить представление о состоянии тембра голоса ребенка;
д) сформированность умения членить паузами фразы.
Выявить причины недостаточной внятности устной речи у детей с нарушенным слухом.
Разработать отдельные методические рекомендации по формированию звукопроизношения, тембра голоса, словесного ударения и членение фразы паузами у учащихся экспериментальной группы.
Однако, ставя подобные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности детей и программные требования, чтобы адекватно оценивать состояние их произношения.
Методы, использованные в нашей работе:
Методы изучения научных источников: общих, специальных, педагогических, психологических, лингвистических, медицинских.
Организационный метод: изучение состояние слуха, уровней речевого развития детей на основе анализа медико-педагогической документации.
Метод наблюдения в ходе эксперимента.
Метод математической обработки данных.
Констатирующий метод, как метод изучения ритма слова неслышащих учащихся.
Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинский, Б. Д. Эльконин), в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова), в лингвистике (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А. Леонтьев), в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко и др.).
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактическая игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста
Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра ...
Психолого-педагогические основы развития речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ...
Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива
искупления в волшебной сказке
Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, к ...