Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой овладения языком, выполняет роль орудия мышления. Для цели общения с окружающими важно, чтобы речь неслышащего ребенка была фонетически внятной. Для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно вполне отображать фонетическую систему языка.
Внятность и членораздельность произношения — это два понятия не совпадающие друг с другом. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно.
Так при произношении неслышащих детей, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуется далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударении, интонации. Следует учитывать, что фонемы обладают как различительными акустическими признаками, так и наполняющими. В зависимости от характера дефектов достаточно внятное произношение может быть не до конца членораздельным, а вполне членораздельное — недостаточно внятным.
Оценивая фонетическое оформление речи неслышащих детей с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует на ряду со степенью ее разборчивости иметь ввиду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т.е. мера приближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей.
Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь, как способ общения детей с нарушенным слухом с окружающими, Ф.Ф. Рау считал, что первая и главная задача обучения детей произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи. Если произношение неслышащего ребенка недостаточно членораздельно и связанные с ним кинестезии не могут гарантировать должного овладения языком, неспособны служить надежной базой речевого мышления, то это всегда может быть в необходимой степени компенсировано за счет письменного и дактильного видов речи.
Если же произношение оказывается не только недостаточно членораздельным, но и мало внятным, то это уже совсем обесценивает устную речь неслышащего ребенка, ибо свидетельствует о неполноценности ее как способа общения с окружающими.
Таким образом, обучение глухих произношению состоит в том, чтобы достичь максимальной ее членораздельности и внятности, позволяющей наиболее полно и дифференцированно отобразить сопряженных с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла. Важно также, чтобы произношение было достаточно беглым и позволяло неслышащему ребенку приспосабливать отраженную артикуляцию (проговаривание) к темпу речи собеседника.
И так, поскольку у неслышащего ребенка, как и у слышащего графическая речь сосуществует с устной, между ними неизбежно устанавливается известное взаимодействие. В результате этого взаимодействия, как чтение, так и письмо глухого испытывают более или менее существенное влияние со стороны произношения.
Поскольку же устное слово является наиболее употребительным видом словесной речи в общественной жизни и быту, невнятность произношения резко снижает коммуникативную роль словесной речи неслышащего ребенка в целом. При таких обстоятельствах, естественно, может возникнуть сомнение в целесообразности той громадной затраты труда, которая связана с обучением глухих устной речи.
Образование, педагогика, воспитание:
Словарная работа на уроках русского языка в специальной школе VIII вида
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты. Методы работы над правописанием трудных слов Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. Вставка слова в классное ...
Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на
основе ИЗО занятий
Задачи формирующего этапа исследования были следующие: 1. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи. 2. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. 3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы. На формирующ ...
Общие требования по организации рабочего места учителя
Согласно требованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должна включать: стол с местом для аппаратуры графопроектора и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску. Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизирова ...