С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления.
Степень доступности речи глухого пониманию окружающих в зависимости от фонетического ее оформления мы называем — внятностью речи или внятностью произношения. Следует иметь ввиду, что понимание слышимой речи зависит от ряда других условий:
от ее содержания и лексико-грамматического оформления;
от внешней обстановки, в которой происходит ее восприятие;
от индивидуальных особенностей слушающего.
Каждый из этих условий может оказать решающее влияние на понимание речи слушающим.
В каждом случае глухой может лексически и грамматически правильно построить несложную по смыслу фразу, которую, однако, трудно понять из-за невнятного произношения.
В другом случае наоборот, несмотря на удовлетворительную внятность произношения, неслышащего ребенка трудно понять из-за неправильного употребления слов и грамматических форм. Наконец, речь неслышащего ребенка могут хорошо понимать его учитель, родные и близкие и плохо — посторонние люди.
Таким образом, на понимание речи ребенка с нарушенным слухом могут оказывать влияние разные факторы, которые не следует смешивать с внятностью произношения, определяемой фонетическим оформлением речи.
Необходимо отметить, что внятность произношения сама по себе является понятием относительным. Хьюджинс справедливо указывает, что внятность не существует как некоторое качество, наличие или отсутствие которого могло бы определяться по принципу “все или ничего”.
Внятность имеет различные уровни и степени. П.Д. Енько, характеризуя речь неслышащих детей, писал следующее: “Умение неслышащих детей произносить слова можно разделить на 5 степеней”
глухой говорит отлично — произношение его не отличается от произношения окружающих;
глухой говорит хорошо — но слышно, что это говорит ребенок с нарушенным слухом, но окружающие понимают, что он говорит;
глухой говорит сносно, удовлетворительно — близкие люди понимают все, что он говорит, но посторонние понимают только тогда, когда знают, о чем он может говорить;
глухой говорит плохо — только близкие могут догадаться, что хочет сказать ребенок, посторонние совсем не понимают его;
глухой очень плохо говорит — никто не может понять, что говорит ребенок, разве случайно догадываются.
Указанные П.Д. Енько 5 степеней умения неслышащих детей произносить слова представляют собой не что иное, как 5 степеней внятности произношения, определяемых с учетом содержания произносимого и личностью слушающего.
На основании своих наблюдение П.Д. Енько утверждал, что отлично говорящих глухих не существует, хорошо говорят только дети, имеющие значительные остатки слуха и позднооглохшие.
Школы для детей с нарушенным слухом нуждаются в более точных объективных оценках внятности произношения учащихся, в методах, которые позволяли бы отмечать продвижение учащихся в процессе обучения, сравнивали их друг с другом и определяли конечный эффект обучения, меру его адекватности требованиям общения.
Полезным явилось приложение к нуждам сурдопедагогики так навязываемого метода артикуляции, применяющегося в телефонии и радиотехнике в связи с испытанием аппаратуры предназначенной для передачи речи. Отношение среднего числа правильно принятых элементов к числу переданных, служит показателем артикуляции или разборчивости. Метод артикуляции позволяет более объективно оценивать внятность произношения детей с нарушенным слухом.
Таким образом, индивидуальные различия между детьми с нарушенным слухом в усвоении ими навыков произношения звуков и слогов, с одной стороны, и слов — с другой, ставит вообще под сомнение возможность определения внятности их произношения.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей
старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. ...
Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных
профилей
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах. Учащиеся математических классов отличаются характером восприятия математи ...
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять св ...