Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы.
В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков.
Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи. Рассмотрим дефекты, допущенные в произношении согласных звуков п, т, к.
Диаграмма № 1. Произношение звуков п, т, к изолированно
Большую трудность усвоения неслышащими детьми представляет заднеязычный согласный [к] (25,7% правильного произношения) по сравнению с переднеязычным [т] (28%) и последних по сравнению с губным [п] (79%). Исходя из данных развития речи у школьников, мы видим, что губные согласные относительно легче для произношения, чем язычные, а переднеязычные легче, чем заднеязычные.
Таблица № 2. Произношение звуков в слогах
Ф. имя |
открытый |
закрытый |
интервокальный |
Юля Ж. |
68% |
65% |
31% |
Наташа К. |
72% |
71,3% |
18% |
Мурат К. |
40% |
39% |
35% |
Максим К. |
55% |
42% |
40% |
Ирина Р. |
65% |
60% |
59,5% |
Артур Ш. |
34% |
32% |
29% |
Таблица № 3. Произношение звуков в словах и фразах
Позиция звука |
[П] |
[Т] |
[К] | |||
N |
дефект |
N |
дефект |
N |
дефект | |
В словах |
100% |
— |
42,8% |
57,2% |
20% |
80% |
Во фразах |
100% |
— |
37,5% |
62,5% |
17,2% |
82,8% |
Для звуков группы п, т, к, как уже отмечалось, характерно преобладание нормированного произношения. Только при произнесении звука к наблюдалось дефектное произношение (40%), связанное с пропуском звука (27%), заменой звука к на т (35%) и заменой звука к на неопределенный гласный звук (38%). При произношении данного звука по подражанию и при чтении дети допускали в два раза меньше ошибок, чем при самостоятельном произношении. Это говорит о том, что навык произношения звука к сформирован, но не закреплен. Следовательно, сурдопедагогу необходимо больше внимания уделять закреплению произношения данного звука в самостоятельной речи детей.
В заключении мы бы хотели привести общий процент дефектного произношения всех согласных звуков. Он составил 39% от нормированного произношения. Это не очень большой процент дефектного произношения, однако, даже он отрицательно сказывается на внятности речи детей, участвующих в эксперименте.
Итак, анализ произношения согласных звуков в устной речи школьников с нарушенным слухом показывает, что:
1. Звуки, трудные для произношения, в словах заменяются детьми или пропускаются, что является недопустимым для детей среднего школьного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на ...
Вклад известных ученых Ставрополья в процесс становления и развития высшего
физико-математического образования
На Ставрополье система образования создавалась «на пустом месте», в отличие, например, от Ростова-на-Дону, куда был переведен Варшавский университет со всеми его сотрудниками, научным и учебным оборудованием, академическими традициями образования и т.д. В этом случае нельзя не отметить роли и заслу ...
Дезонтогенез речевого развития детей при легкой степени умственной
отсталости у детей
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоцио ...