Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи глухих детей. В то же время умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогают глухим понимать речь окружающих и читаемый текст. Вместе с тем наблюдение показывает, что учащиеся, сравнительно не плохо усвоив использование пауз для отделения друг от друга фраз, допускает грубые нарушения в паузальном членении речи внутри фразы. Это касается их речи и чтения в слух. Наиболее распространено пословное произнесение фраз, при котором паузы, сопряженные обычно с вздохом, делаются почти после каждого слова.
Склонность к пословному членению фразы может быть в известной мере следствием недостаточного усвоения школьниками синтаксической структуры речи, грамматической связи слов в предложении. Другой вид неправильного членения фразы в речи глухих школьников состоит в том, что усвоив установку на слитное произношение слов во фразе, некоторые из них стараются произнести за один прием любое предложение независимо от количества составляющих его слов.
Будучи не в состоянии произнести длинную фразу на одном выдохе ученик подчас делает дыхательную паузу, не сообразующую со смыслом, нарушая слитность синтагм, а иногда даже разрывая на части слово. Более всего такой недостаток проявляется обычно при чтении вслух.
Чтобы научить неслышащих школьников правильному членению фраз дыхательными паузами, необходимо уделить этому особое внимание. Большое значение имеет образец, который является для глухого речь учителя. Подражая учителю, ученик стремиться произнести короткую фразу на одном выдохе, а длинную по частям.
То обстоятельство, что детям на протяжении всего учебного дня имеет возможность слухо-зрительно или только на слух воспринимать речь педагога, создает благоприятные условия для усвоения правильного произнесения фраз.
С целью приучить детей правильно членить фразы на синтагмы и слитно произносить слова в синтагмах при чтении в тексте используются специальные условные обозначения. Границы между синтагмами, где может быть или должна быть сделана пауза, обозначаются вертикальной чертой между соответствующими словами.
Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, носит название синтагматического ударения. Синтагматическое ударение связано с определенными мелодическими средствами, характеризующими конец синтагмы или всей фразы.
Даже не обученные речи неслышащие дети, как правило, сами обнаруживают свой голос. Это происходит обычно в связи с различными эмоциональными переживаниями, когда дети радостно восклицают, смеются или плачут, а также в связи с их стремлением привлечь внимание окружающих. Голос у детей оказывается очень различным по своей силе, высоте и тембру.
Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи на всех годах обучения является соблюдение его нормальной силы, высоты и тембра. Важно также, чтобы дети умели изменять силу голоса в связи с словесным ударением, соблюдать нормальную длительность гласных в словах, слитно и раздельно произносить встречающиеся в речи сочетания гласных с гласными и с согласными, пользоваться шепотной речью, изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и размера помещения, а также в связи с логическим ударением.
С обладающими значительными остатками слуха детьми следует вести работу над элементарной интонацией. Их можно научить воспроизведению повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложения, а также интонации, связанные с логическим ударением. Работу над интонацией лучше всего проводить с применением звукоусиливающей аппаратурой.
Как в самом начале обучения, так и не редко на более старших его ступенях у неслышащих учащихся приходится сталкиваться с самыми различными дефектами голоса.
К дефектам, связанным с нарушением силы голоса относятся следующие:
голос очень тихий, слабый, едва слышный;
голос крикливый.
К дефектам, связанным с нарушением высоты голоса относятся следующие:
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие грамматического строя языка
В начале нашего исследования необходимо уточнить терминологический аппарат, который будет использоваться в курсовой работе. Тема исследования звучит, как «Развитие грамматического строя учащихся на уроках русского языка», из чего понятно, что основным понятием будет являться собственно грамматическ ...
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...
Когнитивно стилевой подход
Кстати, когда мы говорим о когнитивном стиле или о типе мышления, следует учитывать, что индивидуальный стиль окрашивает индивидуальную специфику и восприятия, и переработки, и воспроизведения той или иной информации. Каждый вышележащий уровень психического развития содержит в себе — в более развер ...