Золотая педагогика

Сущность понятия урок в современном ракурсе

Другое о педагогике » Урок истории, как учебное занятие » Сущность понятия урок в современном ракурсе

Страница 1

В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к уроку истории.

На основе реформы 1786 г. и в соответствии с уставом народных училищ в российских школах была введена классно-урочная система преподавания учебных дисциплин.

В каждом классе сидело по сто учеников. Только на первых скамьях что-то слушали и записывали, над всем же остальным пространством обширной классной комнаты стоял во время урока густой гул голосов: гимназисты списывали друг у друга, спорили между собой, менялись, сквернословили; в дальнем углу с печкой, где прижились "камчаточники", играли в карты. Учителя построже перекрикивали этот шум, пускали в ход линейку . Любимой гимназической шуткой было: опоздать всем разом на урок и потом, на глазах разгневанного, и изумленного учителя, входить по одному, гусем, после звонка в класс.

За более чем двухсотлетнюю практику использования классно-урочной системы в России, разработанной Я.А.Коменским в XVII в. и распространившейся по всему миру, она претерпевала и взлеты, и невзгоды. Русский педагог П.Ф.Каптерев, например, предлагал заменить ее предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. После Октябрьской революции вместо уроков проводились лабораторные "студийные" занятия. Тем не менее, урок благополучно дожил до XXI в.

Словари и энциклопедии содержат различные определения термина "урок". Только в современном Словаре русского языка встречается пять трактовок. Это:

"работа, заданная на определенный срок";

"учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию";

"учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время";

"то, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее";

"вывод, знания, полезные на будущее";

"поучение, наставление".

Советский энциклопедический словарь трактует термин "урок" так: "Основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)".

Определяется урок и как "динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала; виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.".

Таким образом, урок о котором идет речь это "учебное занятие", Основная форма организации при классно-урочной системе обучения. Возможно пришло время применительно к школе термин "урок" заменить на однозначное и полное название - учебное занятие. Тогда лиц изучающих историю не будут смущать такие смысловые противоречия как: звонок на урок, или уроки Великой Отечественной войны.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Архитектурные памятники Уфы
В 19 века наблюдалось рост населения и как следствие расширение территории города. Этому поспособствовало превращение Уфы в крупный транспортный узел, а также развитие капиталистической промышленности. Город разрастался в двух направлениях: с юга на север и с востока на запад. Домовладения в Уфе со ...

Музыкальное образование как важный компонент развития школьника
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает мать, оказывает влия ...

Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru