У ребенка на столе выложены карточки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица, ласточка, курица, петух).
Экспериментатор: Я буду произносить слова, которые обозначают находящиеся перед вами картинки. После того, как я произнесу слово, ты будешь показывать соответствующую картинку, назовешь количество слогов в слове и какой слог ударный.
Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагаются карточки с написанными словами.
Упражнение №3.
Подбор слов по заданному ритму. Экспериментатор предлагает ребенку назвать двусложные, трехсложные слова с ударением на втором слоге. Ребенок должен подобрать соответствующие слова. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются следующие карточки со словами:
Собака
Сметана
Дежурный
Болото
Качели
Аптека
Аналогично проводится работа со словами с ударением на первый или третий слоги.
Материал для исследования членения фразы паузами.
На карточках ребенку предлагаются фразы:
После завтрака / ребята оделись / и вышли во двор //.
Петя и Саша / кормили на кухне / маленького щенка //.
Когда дети были в зоопарке, / шел дождь //.
Лена с Юлей / лепят на скамейке / чашки из глины //.
Ребенок должен прочитать эти фразы, правильно расставляя паузы. Если ребенок не выполняет задание, то экспериментатор предлагает прочитать предложения с уже расставленными паузами. Если ребенку трудно выполнить и это задание, то он повторяет предложения сопряженно с экспериментатором.
Материал для исследования тембра голоса.
Исследование голоса будем рассматривать на примере работы над тембром.
Исследование тембра проводится следующим образом:
Ребенку предлагается прочитать текст из книги для чтения Б.Д. Корсунской “Читаю сам”. Текст предъявляется на табличке.
Рассказ “Ломать нельзя”
Вова построил куклу дом. Дом большой и красивый.
Петя прибежал и сломал дом. Вова сказал: «Ломать нельзя».
Пете стыдно. Он сказал: «Извини меня, Вова».
Если возникают затруднения (голос ребенка быстро затухает, он производит дополнительный добор воздуха), мы используем тактиль-вибрационный контроль. Внимание ребенка акцентируем на постоянной, плавной вибрации гортани. Сначала используется перекрестный контроль, затем ребенок контролирует только себя.
На основании проведенной работы и данной изученной литературы. Мы можем выделить методические рекомендации для работ над внятностью неслышащих детей.
Для изучения произношения детей нами было организовано исследование, методика которого описана выше. Рассмотрим полученные экспериментальные данные.
Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В нашем исследовании принимало участие 6 человек – ученики 4 «Б» класса школы-интерната №1 Выборгского района г. С.-Пб. для детей с нарушенным слухом. В классе обучаются 3 девочки и 3 мальчика.
На основе исследования личных дел испытуемых, нами выявлены следующие нарушения слуха:
Слухоречевое развитие учащихся экспериментальной группы Таблица № 1
Ф. имя |
Возраст |
Нарушение слуха |
Речевое развитие |
Юля Ж. |
11лет |
III-IV степень тугоухости по Нейману |
ОНР |
Наташа К. |
12 лет |
Двусторонняя глухота III группа |
среднее |
Ирина Р. |
11 лет |
III степень тугоухости по Нейману |
Среднее |
Максим К. |
10 лет |
III-IV степень тугоухости по Нейману |
низкое |
Мурат К. |
12 лет |
III-IV степень тугоухости по Нейману |
ОНР |
Артур Ш. |
10 лет |
II-III степень тугоухости по Нейману |
среднее |
Образование, педагогика, воспитание:
Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемы ...
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих
тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить нескольк ...