Золотая педагогика

Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИТ

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИТ

Страница 1

Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Каковы же функции ЭВМ в обучении.

Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, способствуют развитию логического мышления, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивают моторику (моторную координацию) и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, интерес, который вызывают занятия с использованием персонального компьютера, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ИТ можно выделить:

– фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока;

– осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;

– получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;

– сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;

– сочетания обучения с игрой;

– управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.

Стремление ребенка к игре или как психологи говорят «игровая мотивация», помогает ребенку усвоить те знания, которые несет в себе компьютерное обучение.

Существуют различные виды компьютерных программ, ориентированных на игровую деятельность учащихся. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе игр-драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Варианты решения и постановки проблемы
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. 1. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы поним ...

Разработка системы проблемных уроков по теме «Основной капитал предприятия»
Разработка проблемных уроков осуществляется на основе методов проблемно-развивающего обучения. Монологический метод Таблица 1 Структурный элемент урока План деятельности преподавателя План деятельности учащихся Время этапа урока 1. Актуализация имеющихся знаний Сообщить учащимся тему урока и план о ...

Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru