Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной науки. Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (1-6 классы).
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Степень разработанности. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.Н. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие игры Е.И. Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций, что представляет особый интерес для нашей работы.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако, исследований по разработке и применению дидактических игр на уроках информатики практически нет. Это определило выбор темы данной дипломной работы.
Целью написания данной дипломной работы является – теоретическое обоснование и апробация возможностей использования информационных технологий (ИТ) при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников при изучении информатики.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей;
2. Изучить состояние практики использования дидактических игр в процессе обучения информатике в начальной школе;
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования дидактических игр в процессе преподавания информатики;
4. Разработать дидактические игры, которые могут успешно использоваться при изучении информатики;
5. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении информатики.
Объектом исследования является дидактическая игра младших школьников при изучении информатики.
Предмет исследования – возможности применения ИТ для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности при изучении информатики.
Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание отдельных тем курса «Информатика» в начальной школе определяет необходимость использования дидактических игр, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении материала, четко организуются, соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме организации и руководства дидактическими играми младших школьников, определение роли дидактических игр для умственного развития детей, выявление особенностей использования ИТ для разработки и применения дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.
Методологическую основу исследования составили современные философские, психологические концепции развития личности, деятельностный подход к обучению учащихся, теория игровой деятельности, концепция проблемного обучения, методологические достижения дидактики и методики обучения информатики, в том числе о формах, методах и средствах обучения.
Теоретической базой исследования явились философские и психологические положения теории игровой деятельности (И.Е. Берлянд, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. Хейзинг, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), дидактические и методические принципы обучения информатике (И.Я. Лернер).
Эмпирическими источниками послужили результаты собственного исследования, проведенного с учениками 3 классов в ходе учебной и педагогической практики пятого курса на базе средней школы № 3.
Апробация результатов исследования проходила в 3-х классах школы № 3 г. Нефтеюганска.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение педагогического процесса, анализ личного опыта преподавания, проведение диагностических письменных работ, анализ устных ответов учащихся на уроках, анкетирование преподавателей и учащихся, опытное преподавание.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в работе игровые формы могут быть применены в различных типах образовательных учреждений для формирования умственных способностей детей в процессе обучения информатике.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях
общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...
Методические рекомендации по проведению
практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...
Сравнительный анализ программ учебно-воспитательного процесса в дошкольных
образовательных учреждениях
Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании". В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязатель ...