Золотая педагогика

Методика формирования морфологического строя речи

Страница 1

Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может быть связана с материалом основного учебника по грамматике и правописанию.

С помощью систематических наблюдений и тестирования учителям рекомендуется выявлять общие и индивидуальные трудности учащихся в использовании грамматических форм русского языка и сосредоточивать на них внимание на уроках.

Мы считаем, что работу над грамматическими формами следует максимально индивидуализировать, предлагая учащимся задания с учетом их трудностей и отражая их успехи в листе прогресса.

Для того, чтобы развивать морфологическую сторону грамматического речи со школьниками среднего звена необходимо упражняться в склонении имен существительных, прилагательных и числительных, в спряжении глаголов, в согласовании служебных частей речи со знаменательными, соотносить местоимения с существительными, прилагательными и глаголами. Эти упражнения особенно эффективно выполнять вслух по цепочке – это поможет контролировать выполнение задание и сразу же анализировать и исправлять ошибки.

Учитывая, что к морфологии относятся, во-первых, все явления словоизменения (парадигматика слов) и, во-вторых, вся сфера абстрактных значений слов, т.е. значений, стоящих над их лексическими и словообразовательными значениями и выводимых из их формальной организации старшеклассникам для развития внимательности, логики и для формирования аналитических навыков можно предлагать лингвистические задачи следующего образца.

Задача «От –ся до –ся»

Ниже приводятся 5 столбцов русских глаголов на –ся, образованных от соответствующих переходных глаголов без –ся. Общие свойства глаголов каждого столбца условно изображены в виде кружков и стрелок:

1

асфальтироваться

оцениваться

разыскиваться

изгоняться

запечатываться

2

сдерживаться причесываться

мыться

вооружаться

закутываться

3

проливаться

пугаться

валиться

изменяться

взрываться

4

целоваться

встречаться

обниматься

грызться

5

брызгаться

бодаться

кусаться

толкаться

щипаться

1. Используя запись с помощью кружков и стрелок в качестве подсказки, определите, по каким признакам сгруппированы глаголы по пяти столбцам.

2. Распределите по столбцам следующие глаголы: прятаться, двигаться, стреляться, обжариваться, швыряться, растворяться, связываться, сообщаться, царапаться, готовиться, ругаться.

(Учтите, что одно и то же слово в одном своем значении может относиться к одному столбцу, а в другом – к другому. Если вы помещаете какое-либо слово в два различных столбца, поясните свое решение.)

Решение лингвистической задачи «От –ся до –ся»

Легко можно увидеть, что в столбце 2 сгруппированы глаголы на –ся, которые обозначают действия, производимые над собой, а в столбце 4 – взаимные действия. Что общего у глаголов в нечетных столбцах – не столь очевидно.

Рассмотрим рисунки «понятных» столбцов 2 и 4. В первом случае мы видим один кружочек, от которого отходит стрелка, возвращающаяся к самому кружочку. Вероятно, кружочек обозначает участника ситуации, а стрелка – направление действия. Во втором случае мы видим два кружочка (и действительно, участников ситуации – два). Стрелок тоже две, и можно понять, что глаголы 4 группы обозначают по два одинаковых действия (исходящие от участника ситуации и направленные на другого участника)

Рассмотрим группу 1. Здесь перед нами два кружочка, и два участника. Действие исходит от одного из них и направлено на второго. В самом деле, «асфальтироваться» что-то может только в том случае, если кто-то асфальтирует и т.д. В отличие от этой группы группа 3 обозначает процесс, который может происходить самопроизвольно, без участия активно действующего лица. Соответственно этому мы видим один кружочек без стрелки.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с наруш ...

Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...

Определения функциональной последовательности и функционального ряда
Опр.1. Пусть дана последовательность функций: , причем функции являются функциями одной переменной и определены в некоторой области . Такая последовательность называется функциональной и обозначается: . Пусть для каждого эта последовательность имеет конечный предел. Величина этого предела зависит о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru