Как связаны стилевые характеристики с личностными типологическими особенностями?
Говоря о формировании стиля человека, мы так или иначе имеем в виду две исходные координаты — внутреннюю индивидуальную среду как источник детерминации стилевых свойств и внешние условия, "отвечающие" не только за первый стимул, но и за контекст, в котором реализуется стилевой феномен.
Здесь неизбежно затрагивается и другой вопрос. Как влияет объективная деятельность на стилевые проявления в контексте разрабатываемой концепции о стилевых особенностях саморегуляции - это означает, какие требования предъявляются к регуляторике? Когда мы переходим к анализу индивидуального стиля саморегуляции, то в качестве предпосылок рассматриваем не только индивидуальные особенности основных процессов, но и субъектно-личностные особенности, например, самостоятельность, надежность. Эти свойства во многом являются системообразующими, сквозными как для регуляторных процессов, так и для личностных. Таким образом, мы вводим проблему регуляции в личностный контекст.
Личностные регуляторные профили показывают, что регуляция в стилевом контексте зависит от мотивированности, от того, насколько человек стремится овладеть средствами саморегуляции для достижения цели, опираясь на сильные и компенсируя слабые стороны характера. В ситуациях высших достижений выражена мотивация, но в обычных ситуациях реальной деятельности, не требующей высокого напряжения, чаще встречаются акцентированные способы регуляции. Характер влияет, но тем не менее успешность деятельности зависит от того, насколько успешно найдены эти способы саморегуляции.
Нельзя сбрасывать со счетов предрасположенность, когда мы говорим об универсальности проявлений данного стилевого признака. Если человек ригидный при выделении фигуры из фона, и ригидным он остается в поведении с семьей, то это тип человека, у которого на уровне нервных процессов выражена инертность и слабость саморегуляции. В другом случае человек региден в моторном плане, а в социальном - пластичен.
Индивидуальная предиспозиция, тесно связанная с врожденными свойствами, лежит в основе личностных свойств, развивающихся на данной почве. Не учитывать их и опираться только на привитые социально-исторические нормы, это значит снова проявлять перекос в понимании принципов формирования личности. Еще С.Л.Рубинштейн в свое время утверждал, что социальная детерминанта развития личности не является единственной, что информация, идущая от окружающего мира, от внешней среды, преломляется через индивидуальный тип восприятия, через его специфические внутренние среды.
Следует придерживаться парадигмы целостного восприятия личности, включая в это понятие все те структуры, которые оказывают влияние на этот процесс тем или иным способом. Биологический фактор не только не должен по-прежнему отрицаться, но напротив, после долгих лет замалчивания его значимости следует отдать ему должное. Ни Э.Кречмера, ни Л.ф.Лазурскогр с его эндопсихикой и экзопсихикой, ни Шелдона, экспериментально доказавшего достоверность корреляционных связей конституционально-типологических особенностей с психологическими свойствами у человека, нельзя упрекнуть в спекулятивности идей. Наши экспериментально-исследовательские данные подтверждают это.
Понятие ведущая тенденция — более емкое и динамичное, чем "черта", "свойство", "состояние", оно их всех объединяет и определяет, направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.
Ведущая тенденция – это дефиниция, включающая в себя и условия определенного личностного свойства, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиваться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально- личностной чертой и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются, наиболее выраженными (ведущими) – перед нами однозначный или многозначный, мозаичный личностный паттерн. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию как социальные установки или особенности актуального состояния, то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.
Образование, педагогика, воспитание:
Система образования Ирландии
В Ирландии действует более 3000 начальных, свыше 800 средних, более 150 языковых школ, 14 технологических институтов, несколько частных педагогических и бизнес-колледжей, семь университетов. Все учебные заведения контролируются на государственном уровне специальными органами, которые следят за соот ...
Психологическая характеристика возрастных особенностей
учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педаго ...