Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 1

Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина. Лингводидактическими основаниями являются выявленные А.А. Леонтьевым характеристики и операциональная структура речевого действия, его функции в интеллектуальном процессе; внутренний механизм, программирующий порождение, и восприятие речи, впервые в науке открытый Н.И. Жинкиным; структурное представление о языке в исследованиях Н. Хомского. Педагогический компонент подхода основывается на работах гуманистического направления: И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский и др.

Систему личностно-деятельностного подхода составляют: представление процессов как деятельности, в трактовке этого понятия в теории А.Н. Леонтьева; концепция сознательного научения П.Я. Гальперина; субъект, определенный С.Л. Рубинштейном, как основная категория гуманитарных наук; личность, как субъект деятельности, формирующаяся в деятельности и в общении с другими людьми, и определяющая характер этой деятельности и общения; и гуманистический принцип отношения к учащемуся, определяющий характер педагогического процесса. Этот принцип отечественной педагогики соотносится с гуманистической психологией, центрированном на ученике обучении в исследованиях А. Маслоу, К. Роджерса и личностно-центрированном теоретическом представлении обучения И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова. Условное разделение компонентов личностно-деятельностного подхода проводится с целью теоретического анализа содержания каждого из них. При организации обучения на его основе, как отмечается И.А. Зимней, «оба его компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие».

Личностно-деятельностный подход определяет систему принципов концептуально целостной организации обучения, основными из которых являются следующие: 1) центрированность обучения на личности учащегося; 2) управление учебной деятельностью ученика, в которой он формируется как субъект; 3) организация предметного содержания учебного материала; 4) управление процессом сознательного усвоения способов речевой деятельности; 5) организация обучения как субъектно-субъектного учебного сотрудничества преподавателя и учащегося;

6) осуществление педагогического процесса как равнопартнерского взаимодействия, выражающего гуманистическое отношение к ученику;

7) реализация речевого взаимодействия преподавателя и учащихся в форме педагогического общения и коллективной коммуникативной деятельности как формы внутригруппового учебного сотрудничества.

Реализация системы семи перечисленных принципов в обучении иностранному языку представляет его организацию на основе личностно-деятельностного подхода. Системообразующим является принцип учебного сотрудничества субъектов, выражением которого является этот подход.

Принцип центрированности обучения на личности учащегося раскрывает содержание процесса обучения, как двустороннего, в котором личностные качества развиваются посредством речения учащимися учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных), постановкой и решением личностно-значимых для учащегося задач. Этот принцип определяет цели обучения иностранному языку и организационную единицу учебной деятельности. В личностно-центрированном обучении целью является развитие личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Техники акварельной живописи
«Сила живописи, как и всякого искусства,— в глубине содержания и совершенстве формы. Только сочетание значительной, передовой идеи и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Если творческое мышление художника является его духовной силой, то техника живописи сл ...

Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...

Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru