Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 3

Личностное развитие учащегося по линии формирования психологической структуры и содержания деятельности определяет объект, структуру учебной деятельности и основную категорию методики организации обучения иностранному языку.

Объектом обучения является индивидуальная речевая деятельность ученика, которая формируется при целенаправленном формировании умений владеть речевыми способами формирования и формулирования мысли посредством иноязычных единиц. Иными словами, объект обучения усваивается посредством достижения вышеназванных целей: развития ВКФ ученика, т.е. формирования внутреннего речевого механизма и развития речевой способности. Объект и цель обучения детерминируют структурную организацию учебного процесса как учебной речевой деятельности, основным механизмом которой является развитие и формирование коммуникативно-познавательной потребности через переживания интереса, и развитие потребности улучшения результатов деятельности (потребности достижения).

Формирование внутренней структуры речевой деятельности как индивидуального опыта ученика осуществляется посредством структурной организации его учебной деятельности: развитие названных потребностей в учебной ситуации речевого взаимодействия с преподавателем (первый компонент учебной деятельности), гуманистическое отношение к ученику, создание ситуации интеллектуального затруднения, посредством мыслительной по содержанию, речевой по способам решения, учебной задачи и организации рефлексии учеником собственного уровня знаний, умений, и осознания недостатка в знаниях, способах действия, вызывающего понимание причины затруднения.

В результате рефлексии, ученик осознает цель действия, представленного в форме учебной задачи, принимает учебное задание как средство выхода из состояния интеллектуального затруднения (второй компонент учебной деятельности) и сознательно усваивает способ действия, который является способом решения учебных задач. Решение учебных задач является третьим компонентом учебной деятельности. Четвертый компонент – это контроль преподавателя, переходящий в самоконтроль учащегося, поскольку способ выполнения речевого действия формируется одновременно с самоконтролем по третьему типу учения в теории П.Я. Гальперина. Пятый компонент учебной деятельности составляет оценка, становящаяся внутренней самооценкой умений в силу того, что способ речевого действия контролируется так же, как и усваивается (в процессе решения коммуникативных задач). Учащийся осознает и оценивает успешность решения коммуникативных задач, в которых выявляются показатели сформированности умений речевой деятельности, поскольку эти показатели определяют качество речевого общения. В рецептивных видах это глубина и отчетливость понимания содержания, адекватная самооценка сформированности умений по названным показателям выявляется в условиях формулирования учеником ответного высказывания после прочтения, прослушивания текста, высказывания партнеров, в котором выражается его мнение, суждение и т.д. В высказывании ученика при решении коммуникативной задачи, т.е. в продукте его речевой деятельности, выявляется уровень сформированности умений по показателям объема и содержания, характеризующего его речь, способ речевой деятельности: осмысленность, информативность, связанность, логичность, краткость. Самооценка формируется на основе ответного речевого высказывания партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Интенсивная методика
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопро ...

Физическая подготовленность детей дошкольного возраста
Физическое воспитание в детском саду и начальной школе предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков и умений. Гармонично развитые физические качества играют решающую роль в игровой и других вида ...

Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru