Золотая педагогика

Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Страница 2

Отсюда и познавательные особенности, и процессы саморегуляции, и иные проявления личности окрашиваются той ведущей тенденцией, которые проявляются как наиболее выраженные в силу конституционально-типологической предиспозиции.

Ведущая, тенденция личности проявляется как в осознанной деятельности, на уровне его интеллектуальной активности, в поведении, в выборе (не всегда осознанном) сферы социальной деятельности, так и на бессознательном уровне. Декларативно-установочные аспекты, касающиеся самопредъявления, хотя и подвластны контролю сознания, в значительной степени связаны с экспектациями социума.

Когда, говорят о стиле или о ведущей тенденции, то подразумевают некую систему сопряжения, имеющую типологическую окраску. Эта система заключается в том, какие параметры разных уровней друг с другом связаны. Ригидность, моторной установки связана с не пластичностью в решении когнитивных задач, но не обязательно связана с ригидностью в межличностных отношениях. Однако есть какой-то диапазон, где реализуется эта нижележащая тенденция. Дальше сцепление с характеристиками высших уровней также идет не случайно. Возможно, стиль основан на системе врожденных реакций, которая затем трансформируется в систему предпочтений, формирующуюся под воздействием средовых влияний. Типов этих реакций тоже насчитывается ограниченное число и они тоже укладываются в типологию. Так или иначе, мы все время выходим на необходимость составления классификации. Какие корректирующие возможности у человека по отношению к стилю? Насколько его можно изменить, и есть ли необходимость его корректировать? Рациональное воспитание или правильно подобранная психокоррекция могут способствовать усилению самоконтроля, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут ту или иную черту усилить, что приведет к затруднениям в адаптации личности к социальным условиям. Если человеку предлагать или даже навязывать опредёлённую социально-желательную модель, которой он обязан соответствовать, это всегда сопряжено с изменением (или даже занижением) самооценки, что само по себе вносит дисгармонию в личностный конструкт. За cooтвeтствие социaльнo-жeлaтeльнoй усредненной модели человек может заплатить слишком дорогую цену. Если при этом все, что ему свойственно "от природы" подвергается давлению и ломке, то это, безусловно сказывается на общем психическом здоровье человека. Поэтому процесс воспитания (или коррекции), должен проводиться индивидуализированно развивая лучшие стороны характера и нивелируя, смягчая то, что пойдет ему во вред. Согласно сократовской премудрости, нужно "не наполнить сосуд, но зажечь светильник". Если же личностью подавлять характер, то за личность придется принимать лишь социально поощряемый "фасад", в то время как реальное лицо человека останется сокрытым. Тот, кто принимает правила игры и надевает маску социально-желательного, нормативного образа, может преуспеть в достижении социально признаваемого успеха, но это не обязательно означает, что такая деятельность действительно ценна. Словом, речь может идти об ориентации в большей степени на свой субъективизм или на окружающую среду. Среду, в которой содержится и возможность успеха, и, наоборот, возможность неудачи и последующей дезадаптации. Давление социума на личность может оказать не только воспитывающее, но и разрушающее влияние. Именно проблема уязвленного самолюбия ощущение нереализованности и силу неблагоприятного стечения обстоятельств или унизительно го отношения к себе, лежит в основе алкоголизации, наркомании, суицидальных тенденций, немотивированной агрессивности, криминального поведения. Нельзя безнаказанно разрушать врожденный базис индивидуально-личностных свойств. Это приводит также и к развитию разных физических заболеваний. Американский ученый Вульф считает, что конфликтная ситуация, вызывающая у индивида агрессивные переживания, которые он должен подавлять, способствует развитию язвы желудка: по атавистическим механизмам, доставшимся человеку от его предков, желание съесть врага приводит к приливу крови к стенкам желудка, в связи с чем происходит самопереваривание стенок желудка. Естественно, речь идет о бессознательных механизмах, что еще больше иллюстрирует связь психологического и биологического аспектов психических проявлений.

Для того, чтобы справиться с таким мощным биологическим обусловливанием и сложившимся на его основе механизмом реагирования нужна иногда не просто коррекция, а разрушение поведенческих стереотипов. Разрушение поведенческих стереотипов должно также проводиться дифференцированно и опираться на выявленный индивидуально очерченный стиль.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Словарная работа на уроках русского языка в специальной школе VIII вида
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты. Методы работы над правописанием трудных слов Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. Вставка слова в классное ...

Развитие творческих способностей учащихся средствами графики
Художественное образование в целом и занятия графикой в частности призвано развивать эстетический и познавательный потенциал личности, стимулировать формирование эстетического сознания как основы культуры личности и основы эстетической деятельности, помогает подросткам самостоятельно освоить культу ...

Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития
В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбини ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru