Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому. Решение этих задач становится возможным при условии гуманизации и гуманитаризации образования. Причём подлинная гуманитаризация – это не расширение содержания образования по гуманитарным дисциплинам, а раскрепощение внутренних возможностей личности. Однако сокращение часов, отведённых на изучение предметов гуманитарного цикла усложняет выполнение этого условия.
«Школа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им.» Вместе с тем школа может и должна способствовать самоопределению преобладающих способностей ученика, подготовке к реальному участию в жизни общества и осознанному выбору профессии. Так же следует отметить, что в условиях современного информационного общества актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения. Именно поэтому мы считаем необходимым уделять особое внимание развитию грамматического строя речи учащихся, основному фактору положительного формирования коммуникативной компетенции школьников.
Объект нашего исследования – процесс обучения русскому языку.
Предмет – система упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи учащихся.
Цель – анализ теоретической литературы по заявленному вопросу и разработка системы упражнений для развития грамматического речи.
Задачи курсовой работы:
установить теоретические основы (педагогические, психологические и лингвистические);
проанализировать теоретическую литературу;
разработать и апробировать систему упражнений по развитию грамматического строя речи учащихся;
выявить типичные ошибки учащихся при выполнении упражнений;
разработать методические рекомендации по организации обучения
Методологическая основа исследования:
лингвистические труды (М.П. Бахтин, В.В. Виноградов, А.И. Гвоздев и другие)
психологические труды (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, В.Г. Маранцман, Д.Н. Богоявленский, Д.Б. Эльконин, С.Ф. Жуйко и др.)
методические исследования (Е.В. Архипова, М.Р. Львов, Г.Н. Приступа, Г.А. Фомичева и др.)
Методы исследования:
анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение за процессом обучения;
проведение педагогического эксперимента;
статистическая обработка данных, полученных в результате эксперимента.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...
Выявление
нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек. Цель практического исследования - изучить особенност ...
Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном
социуме
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельно ...