Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому. Решение этих задач становится возможным при условии гуманизации и гуманитаризации образования. Причём подлинная гуманитаризация – это не расширение содержания образования по гуманитарным дисциплинам, а раскрепощение внутренних возможностей личности. Однако сокращение часов, отведённых на изучение предметов гуманитарного цикла усложняет выполнение этого условия.
«Школа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им.» Вместе с тем школа может и должна способствовать самоопределению преобладающих способностей ученика, подготовке к реальному участию в жизни общества и осознанному выбору профессии. Так же следует отметить, что в условиях современного информационного общества актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретения опыта самовыражения. Именно поэтому мы считаем необходимым уделять особое внимание развитию грамматического строя речи учащихся, основному фактору положительного формирования коммуникативной компетенции школьников.
Объект нашего исследования – процесс обучения русскому языку.
Предмет – система упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи учащихся.
Цель – анализ теоретической литературы по заявленному вопросу и разработка системы упражнений для развития грамматического речи.
Задачи курсовой работы:
установить теоретические основы (педагогические, психологические и лингвистические);
проанализировать теоретическую литературу;
разработать и апробировать систему упражнений по развитию грамматического строя речи учащихся;
выявить типичные ошибки учащихся при выполнении упражнений;
разработать методические рекомендации по организации обучения
Методологическая основа исследования:
лингвистические труды (М.П. Бахтин, В.В. Виноградов, А.И. Гвоздев и другие)
психологические труды (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, В.Г. Маранцман, Д.Н. Богоявленский, Д.Б. Эльконин, С.Ф. Жуйко и др.)
методические исследования (Е.В. Архипова, М.Р. Львов, Г.Н. Приступа, Г.А. Фомичева и др.)
Методы исследования:
анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение за процессом обучения;
проведение педагогического эксперимента;
статистическая обработка данных, полученных в результате эксперимента.
Образование, педагогика, воспитание:
Использование видеометода в современном учебном процессе
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню р ...
Использование подготовительных игр на
уроке иностранного языка в начальной школе
Подготовительные игры – это игры, направленные на формирование языковых навыков и умений. Они бывают грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Рассмотрим каждую группу игр подробно. Грамматические игры Большую роль в обучении школьников играют грамматические игры, поскольку овладе ...
Музыкальное образование как важный компонент развития школьника
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает мать, оказывает влия ...